Pulkovo was the first to exceed the passenger traffic of 2019, a record year for aviation.

Pulkovo was the first to exceed the passenger traffic of 2019, a record year for aviation.
Photo is illustrative in nature. From open sources.
Пассажиропоток Пулково по итогам 2023-го составил более 20,4 млн человек. Аэропорт первым среди крупнейших превысил уровень рекордного 2019-го. Нарастить трафик помог внутренний туризм и привлечение азиатских авиакомпаний

Аэропорт Пулково обслужил в 2023 году 20,4 млн пассажиров — это выше показателей 2019 года, ставшего рекордным для российской авиации. Об этом РБК рассказал Леонид Сергеев, гендиректора оператора аэрпорта — компании «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). «Среди аэропортов с объемом пассажиропотока более 15 млн в год мы единственные в стране, кто превысил показатели 2019 года. Тогда мы обслужили 19,6 млн человек, в 2023 году — 20,4 млн. Мы превзошли результаты 2019 года и по доходам, — у нас рекорды и в неавиационной коммерции, и в авиационной», — рассказал Сергеев.

Он отметил, что внутренний туризм растет «космическими» темпами — на внутренних авиарейсах обслужено 17 млн пассажиров из 20,4 млн. В 2019 году Пулково обслужил 12 млн человек, путешествующих на рейсах по стране (т.е. российский трафик прирос на 41% к 2019 году). По сравнению с позапрошлым годом всего Пулково принял на 12% пассажиров больше.

Пулково еще осенью стал вторым аэропортом страны по пассажиропотоку (после Шереметьево) — по итогам года гавань сохранила этот статус (Шереметьево обслужило 36,6 млн человек).

Среди российских аэропортов только московские и Пулково традиционно обслуживали более 15 млн пассажиров в год. По данным источника РБК, близкого к авиавластям, аэропорты Московского авиаузла по итогам 2023 года еще не достигли пассажиропотока 2019 года. РБК направил запросы в пресс-службы Домодедово и Внуково. Шереметьево обслужило 36,6 млн человек, что на 29% больше уровня 2022 года, но на 26,7% — ниже 2019 года.

За счет чего растет трафик

В аэропорт Санкт-Петербурга в 2023 году начали летать 12 новых авиакомпаний, были открыты рейсы по 10 новым направлениям, поделился с РБК Леонид Сергеев. «Среди них есть совсем новые, которых никогда не было ранее, — это, например, Алжир, Абу-Даби».

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры Какие неочевидные причины заставляют вас прокрастинировать Хорошие связи: на какие стили можно разложить нетворкинг Руководитель, от которого не уходят: как заслужить лояльность подчиненных Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Как запоминать по 30 страниц — советы шведского Гранд-мастера памяти 9 способов сделать встречи продуктивнее — от простых до радикальных «Анти-тайм-менеджмент»: как научиться все успевать Руководителю не нужно быть очень умным: глава JPMorgan — об управлении Спасение топ-менеджера: 10 приемов для ответа на каверзные вопросы Словарик диктатора: какие 6 фраз выдадут авторитарного управленца Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров Бизнес-коуч Мэтт Абрахамс:  не пытайтесь выступать «правильно»

Также среди вновь появившихся направлений — рейсы в Пекин, Шанхай, Тбилиси, Кутаиси, Тунис и в российские Абакан, Читу, Хабаровск. Среди привлеченных авиакомпаний — Air Algerie, Etihad Airways, flydubai, армянская Fly Arna, Georgian Airways, иранские Meraj Airlines и Mahan Air, китайские CHINA Eastern Airlines, Hainan Airlines, Centrum Air (Узбекистан), турецкая Corendon Airlines, российская «Космос».

«Санкт-Петербург был и остается деловым, туристическим, культурным центром притяжения. На фоне событий начала нынешнего десятилетия спрос на посещение города россиянами возрос, они заменили европейцев. Возможностей по полётам в Санкт-Петербург напрямую из региональных центров достаточно много. Кроме того, к 2023 году в Пулково вернулись туристы из КНР», объяснил результаты 2023 года исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Сколько пассажиров ожидается  

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что тренд на рост пассажиропотока у Пулково наблюдался и до пандемии covid-19. «Они просто догнали этот тренд. При этом аэропорт, конечно, за последние годы потерял большую часть туристов из Европы. Но одновременно произошла переориентация внутреннего туризма на Петербург, кроме того, китайцы снова стали к нам летать, — все это принесло результат», отмечает Федор Борисов.

Дальнейший рост трафика Пулково, по мнению эксперта, будет в большой степени зависеть от состояния парка отечественных авиакомпаний и их способности поддерживать растущий объем перевозок. «Что касается самого аэропорта, то тот ресурс по обслуживанию пассажиров, который закладывался в него, уже близок к исчерпанию. Поэтому Пулково уже занимается проектированием новой очереди — планирует строить большую южную галерею».

Олег Пантелеев из «Авиапорта» отмечает, что дальнейший рост перевозок будет определяться в большей степени внешними факторами: макроэкономическими показателями, развитием инфраструктуры гостеприимства Санкт-Петербурга и области. «Тут, конечно, есть определённый оптимизм. Но говорить о высоких темпах роста в 2024 году относительно 2023 года, пожалуй, неуместно», — отмечает Пантелеев.

To attract new passengers and simplify navigation, Leonid Sergeev proposes to create a system of quality standards for their service in Russia: “When Singapore wanted to attract global investment , they developed a quality system. You cannot open a company in Singapore, be it a tire shop, a store, a restaurant, a hotel, unless you pass their quality certification. In RUSSIA, Roskachestvo has the practice of publishing product ratings, but the same rating should appear to assess the quality of service for tourists at airports, train stations, and even in relation to tourist cities.” According to him, a structure should appear at the state level that will set standards, conduct audits, and compile ratings. This will help tourists navigate the tourist map of Russia and choose where it is best for them to fly.

The growth trend in Pulkovo will continue, says Ilya Shatilin, editor-in-chief of the FrequentFlyers.ru portal: “Both due to obvious factors (increasing domestic traffic bypassing Moscow, increasing the number of international flights to friendly countries), and non-obvious ones - for example, someone used to fly through the Baltic states and Finland, getting there from Russia by land transport, now this is impossible due to closed borders.” The expert predicts that the airport may well reach the level of 25 million passengers served by 2030.