Almost half of the Russians surveyed are not ready to overpay for groceries. At the same time, since 2019, the number of those who are still willing to pay more for environmentally friendly products has increased by almost a third - this was reported by 43% of respondents. Such data are contained in the study of the Romir holding.
"Большинство россиян не готовы переплачивать ни за какие продукты: 45% заявили об этом в 2021 году, 39% - в 2019 году. Выросла доля респондентов, выразивших готовность платить больше за экологически чистые продукты - с 34% в 2019 году до 43% в 2021 году. За два года сократилось число россиян, которые готовы переплачивать за продукты без содержания ГМО (с 33% до 30%) и продукты известных и дорогих марок (с 8% до 4%)", - говорится в исследовании (в 2020 году исследование не проводилось; респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100%).
"Тема здоровья и здорового образа жизни на фоне пандемии остается в топе наиболее важных среди населения, поэтому покупатели заинтересованы в экологичных продуктах, с более натуральным составом, но на данный момент за это платить больше не готовы", - прокомментировала результаты директор Romir Consumer Scan Panel Ксения Пайзанская, слова которой приводятся в исследовании.
Подавляющее большинство респондентов (85%) считают продукты качественными, если они не содержат искусственных красителей. Доля подобных ответов выросла на 13 процентных пунктов с 2019 года. Почти половина россиян качественными назвала продукты, имеющие небольшой срок хранения (49% в 2021 году против 44% в 2019 году). "Однако за два года важность марки и страны-производителя сократилась. Так, для 28% россиян качественными являются продукты, выращенные или произведенные в России (против 36% в 2019 году), а для 12% - выпущенные известной маркой (против 13% в 2019 году). Доля респондентов, считающих "качественный значит импортный" не изменилась - 3%", - говорится в исследовании.
Большинство россиян при покупке продуктов обращает внимание на их срок годности (83%), цену (80%) и состав (76%) (респондентам предлагалось несколько вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100%). С момента последнего исследования в 2019 году доля этих критериев выросла - с 70%, 62% и 57% соответственно. "Куда меньшее количество респондентов, покупая продукт, смотрит на марку и страну-производителя (по 21%). За два года доля подобных ответов сократилась (с 26% и 25% соответственно)", - отметили эксперты.
Законопроект о «зеленой» продукции могут принять в РФ до сентября
"В текущей экономической ситуации все большее число россиян в качестве главного критерия при выборе продуктов рассматривает цену - это объясняет и неготовность почти половины респондентов переплачивать за продукты в целом. Одним из актуальных трендов является размытие лояльности покупателей в отношении марки и страны-производителя, а на срок годности и состав продукта обращают внимание так же, как и на цену", - отметила Ксения Пайзанская.
В исследовании приняли участие 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех типах городов во всех федеральных округах России. Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 тыс. россиян, 15 тыс. домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тыс. человек, отражающих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют qr-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн-режиме поступают в базу данных скан-панели.