Опрошенные РБК представители сервисов аренды электросамокатов, так называемых кикшерингов, заявили, что успели подготовиться к предстоящему сезону.
По словам представителя сервиса Whoosh, к новому сезону в компании они готовились заранее, зимой. Этот сервис уже выставил самокаты для использования. Whoosh покупает самокаты на заводе в другой стране (в какой — его представитель не уточнил), а потом собирает в России. «Шеринговая платформа, приложения и прошивки самоката — это собственная разработка сервиса», — рассказал представитель Whoosh. Согласно данным на сайте сервиса, на начало марта у него было 50 тыс. самокатов, в том числе 15 тыс. — в Москве и 9 тыс. — в Санкт-Петербурге. В Whoosh отметили, что планируют «запускать активно новые города». В компании не стали прогнозировать, сможет ли она закупать запчасти и самокаты после окончания сезона. Представитель Urent рассказал, что компания приобрела самокаты в этом году из Китая. Начать сезон сервис планирует в период с 18 по 23 марта. Часть деталей компания печатает на 3D-принтерах в России, «запас остальных позволяет гарантировать обслуживание парка для обеспечения безопасных поездок в этом сезоне», говорят в Urent. При этом в компании уверяют, что поставки из Китая сейчас «идут без перебоев». Программное обеспечение, установленное на самокатах Urent, является собственной разработкой компании. Представитель пресс-службы Molnia заявил, что они не испытывают трудностей из-за введения санкций в отношении России и логистических проблем, так как «заранее сформировали парк самокатов и закупили все необходимые детали с запасом». Сервис планирует вывести около 3,5 тыс. самокатов в этом сезоне. В компании используют собственное программное обеспечение, поэтому не зависят от иностранного.При этом представители сервисов не исключили роста стоимости поездок. По словам представителя Whoosh, они начали сезон с тарифов прошлого года, сейчас цена поездки составляет 8 руб. за минуту, а старт поездки — 50 руб. «Но не исключаем, что нужно будет скорректироваться в сторону увеличения, чего не хотелось бы», — сказал он. Представитель Urent сообщил, что в начале сезона цена за поездку составит 5–7 руб. за минуту (и 50 руб. за старт с каждой поездкой), дальше она «будет зависеть от спроса и предложения на рынке». У сервиса Molnia в стандартном тарифе с разрешенной скоростью езды 20 км/ч старт поездки обойдется в 45 руб. и далее по 5 руб. за минуту при поминутном тарифе.
Какие перспективы у кикшеринга в России
По оценке проекта Truesharing.ru, в 2021 году объем российского рынка кикшеринга составил 11–12 млрд руб. Около 50 сервисов по аренде самокатов работали в 90 городах России. У этих сервисов было 10–15 млн пользователей, которые совершили примерно 55 млн поездок. Средняя стоимость поездки составляла 160–200 руб. (7–8 руб. за минуту). Крупнейшими игроками были Whoosh и Urent, на них приходилось 70–80% рынка. В конце прошлого года Truesharing.ru прогнозировал, что к 2024 году объем этого рынка вырастет до 35–40 млрд руб., парк самокатов достигнет 300–350 тыс. единиц, а число клиентов увеличится до 40–50 млн человек.