Памятный знак "В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины"
Будславский костел, Свято-Елизаветинский монастырь, полоцкие святыни, места еврейского культурно-религиозного наследия… В Беларуси немало духовных центров, привлекающих паломников и туристов со всего мира, играющих огромную роль в жизни общества. Как отметил на встрече с представителями религиозных конфессий в феврале этого года Президент Беларуси Александр Лукашенко, "нам очень повезло, что в своей новейшей истории белорусская земля не знала разногласий, преследований по религиозному, национальному, расовому признакам. Все конфессии живут здесь в атмосфере взаимного уважения, мира и согласия. В наши дни это удивительно для многих, в том числе так называемых цивилизованных стран. Сосуществование христианства, ислама, иудаизма и других религий, основы которых не противоречат глубинным ценностям белорусского общества, сплотило и закалило белорусскую нацию". Мы побывали в райцентре Ивье на Гродненщине, где во взаимном уважении и согласии живут представители разных конфессий. Тихим и спокойным, с аутентичными историческими улочками, где преобладает сельский колорит, предстал перед нами этот молодой город. Такой статус Ивье получило в 2000 году.
- Немноголюдно у вас, - начинаем мы с фотокорреспондентом разговор с местными жителями.
- А что вы хотите: в городе всего-то тысяч семь с небольшим человек, - слышим в ответ. - Но в туристический сезон, начиная с весны, на стоянке в центре теснятся по четыре-пять автобусов. В выходные вообще машинам на улицах не разминуться, еще и с окрестных деревень едут к нам на рынок. У нас ведь местные много чего выращивают. Редис, лук, а помидоров сколько!..
Председатель Ивьевского райисполкома Игорь Генец: жители нашего города очень толерантны
Здесь нет столичной суеты, все делается и решается спокойно. Жители приветливые, открытые, говорят, тут принято и незнакомому улыбнуться, поздороваться.
- Я сам родился в деревне в двадцати километрах отсюда. Здешняя атмосфера мне близка и понятна, - рассказывает председатель Ивьевского райисполкома Игорь Генец. - И людей наших отлично знаю, они очень трудолюбивые.
А как иначе? Земли в этих краях небогатые. Приходится приложить немалые усилия, чтобы получить хороший урожай, будь то в поле или на своем земельном участке.
Здание бывшей синагоги в Ивье
Работа на земле - традиционное занятие местных татар, осевших здесь аж с XV века (сегодня в Ивье их чуть более 500 человек). Главный род занятий для них - земледелие, овощеводство. Всего в районе выращивают до шести тысяч тонн помидоров за сезон. Самый большой урожай помидоров, да и разной зелени, обычно снимают в татарской слободе, ее еще называют Муровщизной. Этот микрорайон, к слову, лучше всего виден со второго этажа Музея национальных культур г. Ивье (открылся он, кстати, 15 лет назад и до сих пор является единственным таким музеем в стране). Татарские домики мало чем отличаются от белорусских. Главной же особенностью этого пейзажа является выбивающийся из общей картины высокий минарет местной мечети в центре поселения.
"Людей наших отлично знаю, они очень трудолюбивые".- Жители нашего города очень толерантны. Татары и белорусы дружат друг с другом, работают вместе,
дети ходят в одну школу. Так исторически сложилось, что ивьевскую землю оба народа считают родной, - рассказывает Игорь Генец.
За многие столетия причудливо переплелась история жизни не только белорусов и татар, но и евреев, поляков. Многоконфессиональность подчеркивает удивительное сочетание святынь ислама с православными и католическими иконами, что можно увидеть в кабинете председателя райисполкома.
- В этом Коране все тексты переведены на русский язык, подарил его муфтий Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу-Бекир Шабанович. Он родом из здешних мест, - рассказывает Игорь Николаевич. - В годы Великой Отечественной войны его мама спасла двух еврейских мальчиков, спрятав их, рискуя жизнью и своей, и домочадцев.
Слева:
директор Музея национальных культур Алена Викторова: у нас хранится бима (возвышение в синагоге), с которой раввин читает Тору. Справа: историю своего города ивьевские школьники изучают и в музейных залах
Первые упоминания о еврейской общине датируются 1626 годом: в Бресте прошел сейм, и на нем был делегат от Ивья, что подтверждено письменными источниками. До Великой Отечественной войны свыше 70 % населения города составляли евреи. Занимались они в основном ремесленничеством, торговлей. Возле синагоги сохранилась уникальная застройка.
Местные жители и сегодня не забывают расправы фашистов. Самая массовая и жестокая карательная операция прошла 12 мая 1942 года в урочище Стоневичи, где были зверски уничтожены 2304 еврея Ивьевщины.
Из окна кабинета председателя райисполкома хорошо видны белые своды важного для города памятного знака "В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины".
- Это своего рода ориентир для тех, кто впервые приезжает к нам, - продолжает глава района. - Четыре стороны света, четыре конфессии, которые сотни лет жили здесь. Мы видим четыре арки, которые смотрят на храм или молитвенный дом определенной религии: на костел, церковь, синагогу и мечеть. Город Ивье теперь известен этим уникальным памятником толерантности - монументом дружбы и единства четырех конфессий: православия, ислама, католицизма и иудаизма.
Мугиры в ивьевской мечети
Представители религиозных организаций - нередкие гости у местной администрации. Заходят, например, чтобы пригласить на самые важные духовные праздники. Так, 31 марта мусульмане отметят Ураза-байрам, поэтому стоит ждать имама Адама Сулеймановича Радецкого. По мере возможности решаются здесь и некоторые текущие проблемы. Речь может идти о починке ограды старого мусульманского кладбища или об установке дополнительного зеркала на перекрестке двух улиц в татарской слободе, чтобы избежать повышенной аварийности. Или даже о ремонте дорог (приходит время - и гравийная дорога становится асфальтированной, как на улице Дружбы в татарской слободе). Ближе к летнему сезону в райисполком обращаются татары за справками о наличии приусадебного земельного участка, необходимыми для законной торговли овощами. Иногда требуется помощь в организации путешествия паломников из числа местных жителей католического вероисповедания к духовным храмам и святыням белорусской земли…
История Ивье обросла легендами. Одна из них гласит, что этот город основала княгиня Ева - жена великого литовского князя Гедимина, облюбовавшая для своего имения красивое приречное, поросшее плакучими ивами место. Здесь и был возведен замок, давший начало прекрасному поселению.
В Ивье существовала арианская академия XVI века, одна из первых в Беларуси типографий. Есть версия, что тут была отпечатана первая белорусская грамматика Мелетия Смотрицкого. Кстати, на гербе города изображена женщина с раскрытой книгой.
Слева: имам Адам Радецкий: наш молитвенный день - пятница. Спрвава: Курбан-байрам, Узраза-байрам, Сабантуй татары отмечают всей общиной
Ивье всегда славилось своей многоконфессиональностью и мирным сосуществованием разных народов. В наше время эти традиции лишь упрочились.
- Представьте, что у нас священник, ксендз и мулла ходят вместе на Рождество, Байрам, Пасху в церковь, костел и мечеть поздравлять прихожан, - знакомит нас с особенностями местной жизни директор Музея национальных культур Алена Викторова. - На линейках в школе или при принятии воинской присяги тоже присутствуют представители разных конфессий. Были они и на открытии нового здания
МЧС, участвуют и в международной патриотической акции "Эстафета Победы".
Масштабное мероприятие, приуроченное к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, стартовало одновременно в Брестской крепости и Мурманске 2 февраля и завершится 28 мая в День пограничников в Москве на Красной площади у мемориала "Могила неизвестного солдата". За несколько месяцев пограничники стран - участниц СНГ провезут символический кубок "Эстафеты Победы" вдоль внешних границ Содружества. В феврале встречали "Эстафету Победы" в Ивьевском районе.
- В Ивье самая большая после минской татарская община, - добавляет Алена Викторова. - Здешние татары считают, что их предкам земли подарил литовский князь Витовт - за помощь в победе в Грюнвальдской битве. Из воинов татары постепенно превратились в земледельцев, приняв те же устои, которые были у белорусов, местного населения.
Казанский образ Пресвятой Богородицы, побывавший в космосе, - одна из святынь православного храма в Ивье
Сейчас мусульмане составляют такую же часть белорусского общества, как и представители других конфессий и национальностей. Со временем перестали быть редкостью смешанные браки, так что даже внешне не всегда можно вычислить татарина.
- Вот стоит перед тобой вроде типичный белорус - светлые волосы, голубые глаза, а он Мустафа, - рассказывает Алена Вальдимировна.
По тому, при каких обстоятельствах возводилась мечеть 1882 года, тоже можно судить о проявлении толерантности белорусского народа.
Деньги на закупку леса для строительства выделила тогдашняя владелица Ивье католичка Эльфрида Замойская. Так она решила отблагодарить татар за службу. А в строительстве мечети участвовали евреи.
"Ивье теперь известно уникальным памятником толерантности - монументом дружбы и единства четырех конфессий".Интересный факт, свидетельствующий о толерантности, приводит моя собеседница. Перед Великой Отечественной войной в деревянном храме случился
пожар. Так вот спасать мечеть от огня прибежали и христиане, и евреи, и мусульмане. А еще ивьевская мечеть славится тем, что в советские годы она оставалась единственным действующим мусульманским храмом, остальные закрыли или отдали под другие нужды.
Церковь Святого мученика младенца Гавриила Белостокского - самый молодой храм райцентр
В уже упомянутом музее хранятся любопытные самодельные молитвенники, так называемые хамаилы - одна из разновидностей литературного наследия татар Великого Княжества Литовского. Люди сами писали напоминания, как и когда читать
ту или иную молитву, проводить священный обряд. Причем текст молитвы мог быть записан не только на арабском, но и на польском языке, на трасянке.
- Хамаилы занимают особое место, поскольку литовские татары, у которых литургический язык не совпадает с разговорным, именно в них черпали основные знания по проведению религиозных обрядов, - отмечает Алена Вальдимировна.
С духовной культурой мусульман связаны и мугиры. Это такие художественно-декоративные предметы, выписки из Корана. В переводе с арабского мугир означает "письмо на ткани" - тот особенный знак, который позволяет событиям происходить с благословения и по воли высших сил. В мугире обычно дается высказывание (сура) или ее часть (аят) из Корана. Сура может быть размером в несколько строчек или в несколько страниц, написанной акварелью, карандашом или чернилами на стекле.
Пасхальное богослужение проводит настоятель храма священник Вячеслав Пашкевич
Традиция создания мугиров зародилась как раз в Ивье в начале ХХ столетия, рассказала директор музея. Сейчас этим занимается жительница города Эмилия Шабанович и учитель Ивьевской детской школы искусств Селим Ильясевич. В 2021 году он окончил Гродненский государственный колледж искусств, а свой первый мугир написал в 13 лет. Молодой художник восстанавливал нескольких старинных мугиров в местной мечети. С 2023 года Селим учит писать мугиры детей-мусульман и белорусов на факультативных занятиях в школе искусств. В декабре
2024 года ивьевским мугирам придан статус историко-культурной ценности.
- У меня много друзей-татар. Их быт уже давно ничем не отличается от быта белорусов, - отмечает Алена Викторова. - Только вместо христианских икон дома украшены мугирами.
В национальные наряды и татары, и белорусы привносят элементы вышивки. У белорусов популярны техники крестиком, красной нитью. Оба народа очень любят цветочные мотивы. Но для татар это связано еще и с религией. Например, тюльпан - символ Аллаха, роза - пророка Мухаммеда и так далее. Прослеживается любовь к зеленому цвету - как символу рая, оазиса, где много воды, зелени и красок.
Ксендз Павел Колесник: конфессиональный мир в Ивье, да и во всей Беларуси, - огромная заслуга государства
- Доводилось бывать на татарской свадьбе, - продолжает Алена Викторова. - Вместо венчания главный религиозный обряд - никах, что в переводе с арабского означает "договор". Но к друзьям-татарам мы приходим, чтобы поддержать их не только в радости. И тут ты знакомишься еще с одной традицией: если приходишь навестить человека, который потерял близкого, то должен угоститься сладким, чтобы уменьшить горечь потери.
"Вот стоит перед тобой вроде типичный белорус - светлые волосы, голубые глаза, а он Мустафа".Подают в таких случаях гальму. По какому-то своему, уникальному рецепту ее готовят только местные жительницы. Блюдо сложное, хотя состоит всего из трех ингредиентов. В равных пропорциях берутся
мука,
масло и мед. И от шести до восьми часов все это медленно распускается, периодически помешивается, чтобы не было комочков. Раньше блюдо было исключительно ритуальным, готовилось только на поминальный
стол, теперь может подаваться и на торжествах.
Такие праздники, как Курбан-байрам, Ураза-байрам, Сабантуй, татары отмечают всей общиной. Среди местных раздается
мясо, а для самых пожилых, уважаемых людей община готовит сухой паек, в который входят крупа, сладости, в том числе традиционные для татар.
…Заехали мы и в татарскую слободу, ту самую, что построена вокруг мечети. Улица Советская, на которой расположен храм, раньше называлась Татарской. Обращают на себя внимание ухоженные огороды и огромные теплицы практически в каждом дворе. Еще лет 20 назад такие можно было увидеть только у татар, но в какой-то момент остальные жители райцентра переняли премудрости огородного дела у своих мусульманских соседей.
- Приезжайте к нам в апреле, будет салат, лучок, редис, первая зелень к столу, - приглашает имам татарской общины Адам Радецкий.
Почти 70 % верующих в Ивье - католики
Должность, которую он занимает, выборная и общественная. Адам Сулейманович работал много лет учителем белорусского языка и литературы в школе.
Свой язык ивьевские татары подзабыли, лишь единицы хорошо знают более сложный арабский, на котором издается духовная литература, включая Коран и его суры. Священное писание детям можно изучать с восьми лет в небольшой школке при мечети. До пандемии посещали занятия человек тридцать, сейчас меньше…
- Наш молитвенный день - пятница, тогда обычно в мечети собирается порядка 30-40 человек, а когда проходят большие праздники, здесь буквально негде яблоку упасть. Особенно женщины у нас активные, - объясняет Адам Сулейманович. - По правилам, они могут молиться дома, однако ходят в мечеть. Им для этого отведено помещение в храме.
В хиджабах женщины в Ивье не ходят. Разве что пару семей, где придерживаются более строгих правил и предпочитают носить платки и длинные одежды.
Остались еще привычные для мусульман обряды - никах, азанивание детей. Обряд азанивания похож на православный обряд крещения: старейшины читают определенные молитвы во время купания новорожденного. Иногда в процессе обряда ребенку дают второе имя.
На католический
праздник Божьего тела улицы Ивье устилают цветами и ароматными травами
Самая молодая в Ивье - церковь Святого мученика младенца Гавриила Белостокского. Она была открыта в 1994 году в районе бывшего еврейского штетла. Раньше это здание принадлежало еврейской семье, затем здесь находились роддом и ясли.
- Женщины приходят в храм и в том случае, когда верят, что молитва поможет родить долгожданного первенца. Примеров таких, думаю, с десяток наберется, - вступает в разговор местная жительница Ирина. Она тоже водила сына сюда в ясли. А теперь вот уже 14 лет прислуживает в храме. - Есть у нас иконы святые и чудотворные. Одна из них даже в космосе побывала - на нее чаще всего приходят посмотреть туристы.
Было это приблизительно 20 лет назад. По инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были сделаны тоненькие литографии Казанского образа Пресвятой Богородицы, которые и полетели в космос, совершив 112 витков вокруг Земли. Когда они вернулись на землю, их разослали в качестве подарка в разные точки мира. Одна из икон через уроженца здешних мест Виктора Шутова, который тогда работал в "Роскосмосе", была передана в храм. А чтобы развеять неверие скептиков в удивительный полет святыни, к иконе прилагается специальный сертификат.
- Все у нас благочинно, - заверяет Ирина. - С соседями принято жить в мире. Мусульманин, православный или католик - мы просто жители одного города. Да и все молимся об одном - о благополучии, чтобы жили, не хуже, чем сейчас. А уж если праздники, то православный идет в гости к мусульманину, а потом наоборот. Здесь так принято: относиться к чужим традициям с уважением. Кто верующий, тот не будет греметь молотками, если у соседа большой праздник.
Знаменитый гастрономический фестиваль "Ивьевский помидор" ежегодно собирает несколько тысяч человек
Самая многочисленная конфессия в Ивье - католическая. Почти 70 % верующих - католики. Местный храм заложили в конце XV века. Костел Св. апостолов Петра и Павла расположен высоко на горке, мимо точно не пройдешь, виден издалека. Сейчас в костеле идут реставрационные работы (он давно нуждался в поддерживающем ремонте). Из-за скульптуры Христа, установленной у храма, туристы прозвали здешние места "белорусским Рио". И правда напоминает масштабную статую в Бразилии. Кстати, когда стоишь позади скульптуры, создается впечатление, что Христос обнимает своими руками весь город.
"Мусульманин, православный или католик - мы просто жители одного города".- В райисполкоме нам помогли ускорить процесс получения для храма охранной грамоты как памятнику культуры. Без этого невозможно было проводить проектные и изыскательские работы. Деньги на них собрали прихожане, - говорит настоятель костела Святых апостолов Петра и Павла ксендз Павел Колесник. - Я здесь человек новый, только четыре года работаю, до этого как викарий служил в Волковыске, настоятелем прихода Жодишки в Сморгонском районе. Из того, что вижу, могу сказать смело: в Ивье люди действительно живут во взаимном уважении друг к другу.
В выходные дни проходит по четыре службы в день. В воскресенье в 12:00 проводится служба для детей. При костеле работает воскресная школа, где обучаются слову Божьему около 300 детей.
- В Ивье никто не препятствует людям жить в мире и согласии, - отмечает ксендз. - Есть у нас и такие прихожане, которые живут в смешанном браке, где жена католичка, а муж мусульманин или православный. Каждый ходит в свой храм и исповедует свою религию, а праздники отмечают вместе.
По дороге в школу
Прихожане со священнослужителем ежегодно отправляются пешком в другие белорусские храмы, рассказывает настоятель Павел Колесник. Это духовные пилигримки. Идут помолиться в аг. Трокели Вороновского района, храм в д. Боруны в Ошмянском районе, в близлежащую деревню Дуды, а то и в сам Будслав, чтобы посетить знаменитую духовную святыню. Если кто не может пешком дойти до храма, ксендз обычно обращается за помощью к местным властям, и те помогают с транспортом.
- Считаю, что межконфессиональный мир в Ивье, да и в Беларуси в целом - огромная заслуга государства, - отмечает настоятель католического храма Павел Колесник. - Это прекрасно, когда разные религии мирно уживаются в одной стране. Люди разных вероисповеданий ходят друг к другу в гости, создают семьи.
- Приезжайте к нам летом на брендовый праздник "Ивьевьский помидор", - приглашает Наталья, обычная горожанка, с которой разговорились в конце нашего небольшого путешествия. - Отмечаем его с размахом. Гостей обычно много, целое шоу устраиваем. В праздновании участвуют все жители. Много шуточных конкурсов. Увидите, как православный священник, настоятель католического храма и имам вместе закатывают банку помидоров!
Небольшое Ивье - своеобразный маркер толерантности и согласия, царящих на нашей родной земле. Место, где в разных храмах люди молятся об одном - о мире и благополучии для всех.
Александр РУМАК, уполномоченный по делам религий и национальностей:- Основные конфессии, а речь о христианстве - православии и католицизме, протестантизме, иудаизме и исламе, являются институтами сохранения и поддержания в социуме традиционных ценностей. Важна их роль в укреплении статуса семьи, благотворительности. Представители конфессий опекают социальные пансионаты, больницы сестринского ухода, оказывают помощь людям с зависимостью от алкоголя, наркомании. Их участие в общественной жизни страны органично вплетается в проекты, реализуемые государством, и помогает сохранять социально-политическую стабильность в обществе.
- Какой регион у нас наиболее религиозный?- Традиционно Брестская область. Так, к слову, было и 50 лет назад, в БССР. Здесь зарегистрировано больше всего религиозных общин. Преобладающее влияние имеет Белорусская православная церковь, но также много общин евангелических церквей - христиан веры евангельской, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня.
Несомненно, влиятельной является и Римско-католическая церковь. Исторически так сложилось. Больше всего тех, кто избрал для себя католическое вероисповедание, среди жителей Гродненской области, западных регионов Минщины и Витебщины. Во всех регионах остаются приверженцы ислама и иудаизма, но их значительно меньше.
Прослеживается интересная взаимосвязь: там, где много религиозных общин, - высокое число многодетных семей. К примеру, значительная доля женщин в нашей стране, награжденных орденом Матери, из Столинского района.
- Как, на ваш взгляд, взаимодействуют представители разных конфессий?- В вопросах укрепления института семьи все наши конфессии едины. Основы их вероучений содержат положения, направленные на осознание семейных ценностей, на недопущение разрыва межпоколенческих связей, уважение младших к старшим, почтительного отношения к родителям. Хочу отметить, что разработан специальный факультативный курс "Духовность и патриотизм" для подрастающего поколения. В создании учебника участвовали представители наших традиционных конфессий.
Беларусь опровергает сложившееся превратное представление о том, что ислам всегда сопровождается радикализмом. Соборная мечеть в Минске является площадкой межконфессионального мира во многом благодаря председателю Мусульманского религиозного объединения в Беларуси муфтию Абу-Бекиру Шабановичу. Этот мудрый человек приглашает в храм представителей разных вероисповеданий. А многоконфессиональное Ивье? Исторически сложилось, что в небольшом городе проживает много татар. Они исповедуют ислам. Но это не мешает имаму активно взаимодействовать и с настоятелем католического храма, и священником православного.
- Очень характерный штрих времени: государство и религиозные конфессии объединяются для решения социальных проблем общества.- Наиболее острые связаны с алкогольной зависимостью и психотропной. В этом плане активно идет соработничество медицинских организаций и Белорусской православной церкви. Заметно проявляют себя христиане веры евангельской. У них 14 реабилитационных центров по всей стране, где могут пройти
лечение зависимые люди. По мере возможностей в этой работе участвуют и другие религиозные объединения. Реализуются также проекты по оказанию помощи престарелым людям, инвалидам. Это дома милосердия Римско-католической церкви, евангельских христиан-баптистов.
Важно, чтобы представители разных конфессий жили дружно, понимали и уважали друг друга, ведь каждая семья, объединяясь под духовным покровительством своего храма, созидает благополучие и мир на нашей земле.
| Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, журнал "Беларуская думка". Фото Надежды КОСТЕЦКОЙ, БЕЛТА, Станислава ЗЕНКЕВИЧА.
Читайте также: