
Предположим, вы проводите одно совещание каждую неделю, оно длится два часа, присутствуют десять человек со средней зарплатой 100 тыс. руб. Сколько стоит такое совещание? Вбиваем вводные данные в один из калькуляторов оценки стоимости совещаний, которых в интернете множество. Получаем: 12 тыс. руб. А если совещаний и участников больше?
Как сделать так, чтобы совещания не превратились в еще одну бюрократическую процедуру? Прежде всего, нужно разбить процесс на этапы.
Этап № 1. ПодготовкаПодготовка к совещанию — самый важный этап для оптимизации трудозатрат. Отсутствие синхронизации между руководством компании и сотрудниками приводит к переделыванию одних и тех же отчетов перед каждой регулярной встречей.
1. Определите цель совещания и темы, которые на нем будут обсуждаться.
Стив Джобс, основатель APPLE, рекомендовал ограничиться тремя ключевыми темами, чтобы не терять фокус. Заранее обозначьте темы тем, кто будет присутствовать на совещании.
2. Обсудите с топ-менеджментом, какие ключевые показатели вы будете включать в отчеты.
Например, у нас в компании все стратегические цели разложены на операционные KPI, по которым команды и отчитываются на регулярных встречах. Для того чтобы каждый раз не тратить время на создание презентации, используйте дашборды, которые есть у вас в системе.
3. Обеспечьте автоматическое обновление данных.
Графики и таблицы не обязательно каждый раз копировать из Excel. Настройте связь между базами данных и создавайте автоматические отчеты, используя BI инструменты — например, MICROSOFT Power BI, Tableau, Qlik, Amplitude.
4. Вынесите на слайды только ключевую информацию.
К примеру, у нас в компании каждая команда зачастую показывает руководству всего один слайд — Executive Summary. На нем участники представляют основные изменения с предыдущей встречи. При этом детальная информация остается доступна в автоматических BI-отчетах.
5. Попросите сотрудников заранее подготовить к совещанию вопросы, которые они не могут решить без участия коллег из других департаментов.
Пусть сотрудники заранее определятся с тем, какая именно помощь им требуется от коллег.
Этап № 2. Проведение встречиЭффективность проведенной встречи во многом зависит от двух факторов: правильного состава участников и высокого уровня их вовлеченности.
1. Приглашайте на встречу не более пяти—восьми человек.
Стив Джобс был крайне принципиален, когда речь шла о числе участников встречи. В свое время он отказался от встречи с Бараком Обамой, который на тот момент занимал пост президента США, потому что счел список участников слишком длинным. Еще один бизнес-гуру — Джефф Безос, основатель интернет-компании Amazon, — придумал знаменитое «правило двух пицц», которое гласит, что на встрече должно быть столько человек, на сколько было бы комфортно разделить две пиццы, — и не более.
2. Отменяйте встречу, если в ней нет необходимости.
Например, зачастую нет смысла проводить встречу сразу после праздников. Если совсем отказаться от такой встречи нельзя — сократите отведенное на нее время. Илон Маск, генеральный директор SpaceX и Tesla, в своем письме к сотрудникам пишет: «Уходите с совещания или завершайте звонок, как только станет очевидно, что вы не добавляете ценности. Уйти — это не грубо, грубо — заставлять кого-то оставаться и тратить их время впустую».
3. Ознакомьте всех участников с повесткой.
За день до встречи отправьте всем участником повестку, чтобы они успели ознакомиться. Дополнительно проговорите повестку уже на самом совещании, когда все будут в сборе. Джефф Безос ввел в Amazon практику: начинать совещания на уровне руководства с 20-минутного чтения повестки, чтобы убедиться, что все участники понимают контекст.
4. Назначьте модератора встречи.
Модератор будет следить за таймингом и фиксировать важные детали, например:
1. Еженедельные бизнес-обзоры
Это самые «дорогие» встречи, так как на них закладывается целый час каждую неделю. Тем не менее компании не спешат отказаться от них. Еженедельные бизнес-встречи позволяют быстро принять решения, исправить ошибки и проконтролировать прогресс.
2. Ежемесячные бизнес-обзоры
Эти встречи нужны, чтобы подсветить риски, которые могут помешать компании выполнить план. Например, если продажи оказались ниже плана на текущий месяц, то в следующие месяцы планку надо повышать. Если случились непредвиденные события, например covid-19, то годовой план нужно пересчитать.
3. Ежеквартальные бизнес-обзоры
Зачастую каждый третий ежемесячный обзор (его детали описаны выше) делают квартальным. Четвертая квартальная встреча может также быть и годовой. В отдельную категорию таких встреч стоит выделить таунхоллы (townhall) и ол-хендc (all hands meeting).
Обычно компании проводят такие встречи каждый квартал. Однако, к примеру, технологические компании нередко делают это раз в две недели, так как их бизнес быстро развивается. Встречи чаще всего носят информационный характер. На них коллеги, которые редко взаимодействуют, вводят друг друга в курс дел, касающихся их зоны ответственности.
Этап № 3. Трекинг исполнения задачТрекинг исполнения задач — самый сложный этап, который многие компании упускают из виду. В нем задействованы три человека: модератор, руководитель подразделения и ответственные за исполнение задач.
Чтобы схема работала слаженно, используйте специальные системы, такие как Jira, Asana и т.п. В них удобно заносить задачи в бэклог и отслеживать их статус. Хорошая практика — отправлять участникам встречи письмо, где указан статуc инициатив, принятых на прошлой встрече.
Если вы воспользуетесь этими советами, то совещания будут отнимать минимум времени и приносить максимум пользы.