Новости темы Каждый день ранним утром водители мусоровозов выезжают делать свою нелегкую, но важную работу. Они выполняют ее своевременно, точно и в срок, чтобы в жилых кварталах Минска всегда царил порядок. Корреспондент газеты "7 дней" вышел на смену вместе со сборщиками отходов государственного предприятия "Спецкоммунавтотранс", чтобы узнать, насколько сложная у них
работа и с какими ситуациями приходится сталкиваться на пути к чистоте.
На расстоянии спичечного коробка В микрорайоне Серебрянка во дворе на улице Якубова замечаю новенький зеленого цвета МАЗ с наклейкой енотов на кузове, которые напоминают о важности раздельного сбора мусора. На двери кабины эмблема ГП "Спецкоммунавтотранс". Спецтранспорт предприятия медленно продвигается по тесному от припаркованных машин двору. Следом за ним шагает грузчик, который ловко цепляет контейнер сзади мусоровоза, опрокидывает, опускает, ставит на место и идет к следующему. Движения слаженные, доведенные до автоматизма. Весь процесс занимает не больше 30 секунд.
Знакомлюсь с грузчиком и жму его крепкую, влажную от пота руку.
– Вячеслав Мазуркевич, – представляется тот и поясняет: – Еще осталось собрать две площадки в соседнем дворе – и можно ехать на завод по сортировке. Главное – не стать в очередь на разгрузку, а то потеряем где–то около часа. Время для нас ценный ресурс.
В кабине спецтранспорта чисто и опрятно. Запаха отходов не чувствуется. Новенький МАЗ пополнил автопарк предприятия, как и 12 других машин, полгода назад. Мусоровоз оборудован видеокамерой заднего вида. Кузов вмещает в себя 16,5 куб. м отходов и утрамбовывается гидравлическим прессом. Установка для загрузки контейнеров рассчитана для всех видов мусора.
Выруливаем в соседний двор. Водитель виртуозно на малом ходу проезжает мимо припаркованных машин. В зеркале заднего вида наблюдаю, как двенадцатитонная спецтехника проходит рядом с иномаркой на расстоянии спичечного коробка.
Благополучно добираемся до мусорной площадки, никого не зацепив. Такое высокое мастерство приобретается с опытом, а у водителя Павла Егошина он немалый: стаж вождения 29 лет, из них 20 за рулем мусоровоза в ГП "Спецкоммунавтотранс". – Когда только пришел, ездил на "газонах" и "зилках" с боковой загрузкой, затем пересел на МАЗ. Наше предприятие каждый год обновляет автопарк. Нынешняя техника очень хорошая, в кабине чисто, да и идет она мягче, – отмечает Павел Валентинович и рассказывает, что люди всегда восхищаются умением управлять большим транспортным средством в узких дворах: – Однажды мужчина подходит ко мне и говорит: мне жена сказала к вам устроиться, чтобы водить научился.
Только смелым покоряются дворы Возле одного из домов разворачиваемся и начинаем движение задним ходом. Водитель объясняет, что потом будет проще выезжать из тупикового двенадцатиподъездного двора. Также он отметил, что по сложности жилые кварталы примерно одинаковые. Больше хлопот из–за владельцев авто, которые ставят машины на поворотах.
– Приходят бывшие дальнобойщики – и даже они теряются, не все чувствуют габариты. А, бывает, молодые парни без опыта после армии устраиваются – и вполне себе неплохо управляются с техникой. Однажды бывший водитель автобуса сел на мусоровоз, поездил по таким вот дворам, а затем сказал, что нет, это не его, очень сложно. Я же, наоборот, чувствую себя на своем месте и к трудностям давно привык, – утверждает Павел Егошин.
Между прочим хозяина, который преградил подъезд к мусорным бакам, ищут через ГАИ. Если владельца не находят, транспорт могут эвакуировать на штрафстоянку. Процесс этот длительный, поэтому коммунальщики не ждут, а дальше собирают на участке отходы. Чтобы не возникло проблем с жалобами от жильцов, заблокированную площадку фотографируют. Обычно владельцы авто оставляют номер телефона под стеклом и по звонку спускаются и освобождают подъезд.
– Большинство людей не понимают специфику нашей работы, пока сами не ощутят ее сложность. Недавно пришел водитель, поездил на МАЗе один день по дворам и сказал, что больше свою машину возле мусорных баков ставить не будет. Лучше припаркуется подальше и пройдется лишний раз пешком, – делится Павел Валентинович и рассказывает про нетерпеливость некоторых автовладельцев: – Стоим, грузимся, а нам сзади начинают сигналить, мол, спешим в школу, на работу, в сад – долго еще? Если есть возможность, стараемся стать так, чтобы легковушка могла протиснуться. Понимаем, что люди торопятся, но мы ведь тоже должны выполнить свою работу. Благо такие невоспитанные попадаются не часто. В основном наши люди сознательные и терпеливые.
Нелегкое, но нужное дело Замечаю на приборной панели бумажную карту, на которой отмечены крестиком контейнерные площадки, а на отдельном листе указаны их точные адреса. Также в путевом листе назначается экипаж, район обслуживания и вид собираемого мусора: вторичные материальные ресурсы, твердые коммунальные и крупногабаритные отходы. Предприятие очищает контейнеры в Центральном, Советском, Заводском, Первомайском, Партизанском и Ленинском районах Минска, а также в организациях, в школах и детских садах.
– Приезжаем на работу обычно к шести утра. Если в задании указан жилой квартал, то выезжаем на участок часам к восьми. Пока люди не разъедутся со дворов, нет смысла появляться там раньше. А вот при уборке Центрального района, наоборот, надо выезжать до того, как машины съезжаются к девяти на работу, – поясняет Вячеслав Мазуркевич и дополняет: – Мусор собираем ежедневно во всех наших районах. К примеру, на одном участке забираем ВМР по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. На другом убираем ТКО по вторникам, четвергам и субботам. В таких густонаселенных районах, как Минск–Мир, собираем мусор каждый день.
В день визита в задании на смену экипажа мусоровоза ГП "Спецкоммунавтотранс" значился сбор 188,92 куб. м ВМР в микрорайоне Серебрянка, а это порядка 190–200 контейнеров. Объем каждого 1,1 куб. м.
– Сейчас проще работать стало, – присоединяется к диалогу водитель, – когда начинал, не было ни телефонов, ни навигаторов. Купишь карту в киоске и по ней ориентируешься. Района не знаешь, спросить не у кого. Заехал с одной стороны двора, а контейнеры находятся с другой. Из–за этого часто приходилось работать допоздна.
Возле мусорных баков делаем остановку. Выхожу вместе с грузчиком, который, цепляя контейнер, отмечает, что отходы сейчас сортирует примерно 15–20% жителей столицы. Усложняет работу коммунальщиков, когда при опрокидывании контейнера в кузов из него в лицо и в глаза летит пыль из мешков для пылесосов, наполнитель для лотка животных и иной мусор. Частое явление, когда при трамбовке лопается пакет с прокисшим кефиром или молоком и обливает грузчика с головы до ног.
– Выбрасывают все подряд. К примеру, в Минск–Мире каждый день контейнеры под завязку наполнены строительным мусором или мешками с засохшим раствором. Обычно для таких видов отходов можно заказать "лодочку", которую оставят на площадке, а затем отвезут на полигон, – объясняет Вячеслав Сергеевич.
Грузчик отмечает, что их труд стал бы куда легче, если бы люди хотя бы выбрасывали мусор в завязанных пакетах, а вторичные ресурсы отправляли в предназначенные для этого контейнеры.
Работа у них и без того нелегкая. За день приходится множество раз подниматься в высокую кабину МАЗа и спускаться с нее, проходить десятки километров пешком в любую погоду. Также усложняет труд коммунальщиков стихийное складирование пакетов рядом и на крышке мусорного бака.
– Приезжаем, открываем крышку, а контейнер пустой. Только гора мусора вокруг него. Один–два еще могу закинуть, но не больше. Представьте, если такая картина будет на каждой мусорной площадке! У нас время ограничено, нужно убрать все контейнеры на участке до шести, чтобы успеть отвезти мусор на сортировочный завод до его закрытия в 19:00 – поясняет Вячеслав Мазуркевич.
Официально рабочий день у экипажа мусоровоза длится с семи утра до пяти вечера с перерывом на обед. Обычно смену заканчивают в 18:00 – 18:30 в зависимости от дня недели. К примеру, больше работы выпадает на праздники и по понедельникам. По словам Вячеслава, самое позднее, когда ему приходилось возвращаться на базу, – в восемь вечера. Помылся, переоделся, добрался домой – и на часах уже 22.00. Остается время только на то, чтобы поесть и лечь спать, ведь в 6:00 снова подъем на работу.
Достойная плата за труд Кузов мусоровоза полный. Едем выгружаться на сортировочный завод. По дороге, узнав о тонкостях и сложностях профессии, интересуюсь у экипажа: как предприятие поддерживает своих работников?
– Обеспечивают спецодеждой нас на все сто процентов. Организация каждый месяц выдает прорезиненные
перчатки, комбинезон, летние, зимние, резиновые сапоги, дождевик, а также телогрейки в период холодов, – перечисляет Вячеслав Мазуркевич и дополняет: – Каждую среду на базе предприятия у нас банный день.
Баня работает до семи вечера, и если успеваем вовремя убрать участок, то обязательно ходим попариться. Еще у нас есть свой спорткомплекс с тренажерами и зонами для бильярда и настольного тенниса. Когда в задании маршрут пролегает рядом с предприятием, можно заехать на обед в столовую или перекусить в комнате для приема пищи, где есть все необходимое: чайник, микроволновка, холодильник, кулер. Также имеется гардероб, душевые кабинки, сушилки для обуви и одежды. В общем, условия созданы комфортные, да и зарплаты у нас достойные.
По коллективному договору в ГП "Спецкоммунавтотранс"» для работников предусмотрены единовременные выплаты ко всем государственным праздникам. Также оказывается материальная
поддержка к сборам детей в школу, выплачиваются
деньги на овощи, выделяются подарки на
Новый год. К тому же каждый сотрудник предприятия за 30% от полной стоимости путевки может оздоровиться на базе отдыха в Мядельском районе. Профсоюз организовывает экскурсии по историческим местам Беларуси и посещение музеев.
– Еще до ковида ездил с женой в Карелию. Тогда 70% стоимости путевки оплатил «Спецкоммунавтотранс» как работнику предприятия. Сейчас экскурсии и поездки организовываются в основном по Беларуси. В последний раз ездили в Гродно, – рассказывает Павел Егошин.
За день – до 19 тонн отходов За разговорами время проходит незаметно. По характерному запаху понимаю, что подъезжаем к свалке. Занимаем место в очереди за двумя мусоровозами.
– Обычно машины собираются по утрам, потому что на загрузку все выезжают приблизительно в одно время и наполняемость примерно одинаковая. В течение дня машины на завод приезжают по–разному, поэтому и столпотворений нет. Да и редко в очереди можно простоять больше часа, – объясняет Павел Егошин и отмечает, что в среднем за смену делают три рейса. Четыре выходит после выходных и праздников. В зависимости от участка за день мусоровоз наезжает порядка 160–200 километров.
Спецтехника заезжает на
весы. На табло появляются цифры 16 880 кг. минус 12 тонн спецтранспорта – итого выходит 4,5 тонны ВМР. При сборе ТКО кузов наполняется быстрее и весит 6–7 тонн. За день мусорщики перевозят в основном от 12 до 19 тонн отходов.
– Сейчас мусора больше стало. Все в упаковках и целлофане продается на прилавках магазинов. Раньше бутылки из–под молока и кефира сдавали, а продукты в бумагу заворачивали. Много тары выбрасывается, поэтому без работы мы не останемся, – утверждает водитель мусоровоза ГП "Спецкоммунавтотранс".
Выгружаем отходы в крытом цеху. Погрузчик ковшом засыпает их в бункер, далее по конвейеру они движутся на линию сортировки. Работники завода вручную разделяют их на стекло, бумагу, пластик. Вторсырье прессуется в тюки и отправляется на переработку, ТКО грузят в отдельную машину и вывозят на полигон.
Остатки мусора, которые повисли на элементах кузова и пресса, Вячеслав удаляет метлой. В числе необходимых инструментов экипажа имеется еще и лопата. Некоторые водители на свое усмотрение устанавливают и видеорегистратор.
Запрыгиваем в кабину, и грузчик с радостью заявляет:
– Выгрузка прошла удачно. Ведь иногда приходится залезать в кузов, чтобы снять застрявшие или зацепившиеся за пресс
пакеты, отходы ремонта или доски.
Перед выездом из сортировочного завода в город колеса мусоровоза обмываются.
В столице начинаем загрузку с площадки, где контейнер переполнен и из него вывалился россыпью мусор. Вячеслав, тяжело вздыхая, собирает мешки и бросает их в кузов.
На улице Плеханова оставляю экипаж мусоровоза ГП "Спецкоммунавтотранс". На прощание желаю своим новым знакомым успеть убрать участок до закрытия сортировочного завода и вернуться домой как можно раньше.
На базе ГП "Спецкоммунавтотранс" есть собственная сервисная станция, где за исправность техники отвечает коллектив слесарей, сварщиков и токарей. Умелые руки специалистов способны произвести первоклассный ремонт в полном объеме и в кратчайшие сроки как легковых, так и грузовых машин. Кроме того, в структуре предприятия есть автомойка, чтобы содержать всю технику в чистоте.
В автопарке ГП "Спецкоммунавтотранс" насчитывается 183 единицы различной техники: тракторы, машины для вывоза жидких отходов, погрузчики, контейнеровозы. Шесть районов Минска обслуживает 107 мусоровозов с задней или боковой загрузкой, оснащенных GPS–навигацией и видеокамерами для удобства вождения во дворах.
Вадим КОНДРАТЮК, фото автора