Рост выручки крупнейших агрохолдингов в несколько раз превышает рост пищевой отрасли и продовольственного рынка

Согласно отчету INFOLine, рейтинг крупнейших продовольственных компаний в 2024 году по объему выручки возглавила PepsiCo. Мировому холдингу удалось эффективно провести смену брендов. В марте 2022 г. компания прекратила продажи в России своих флагманских напитков Pepsi, 7Up, Mirinda и Mountain Dew и выпустила на рынок вместо них легкий энергетик Evervess и вариант классического лимонада Frustyle. Благодаря новым брендам выручка PepsiCo выросла за 2024 год на 18% и составила 359 млрд рублей.

Следом за PepsiCo в рейтинге крупнейших агрохолдингов идет группа «Эфко». Выручка группы увеличилась на 23%, до 344 млрд рублей. Группа − российский лидер по производству растительного масла, компания перерабатывает на своих маслоэкстракционных заводах 3,5 млн. тонн подсолнечника, сои и рапса.

В России избыток выпуска этого вида продукции, обеспеченность растительным маслом составляет 226,9%, что делает необходимым его экспорт для продолжения производства. Логично, что экспорт компании вырос на 15%, на 1% больше роста продукции для потребительского рынка. Перспективы «Эфко» и других производителей растительного масла в 2025 году связаны с возвращением рентабельности производства, которое стало убыточным в первом квартале года вследствие роста цен на подсолнечник на 66%, высоких пошлин и укрепления курса рубля по отношению к доллару США. В результате экспорт растительных масел сократился в первом квартале на 27%.

Третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге занимают «Русагро», «КДВ Групп» и «Мираторг» с ростом выручки соответственно 23,2%, 18% и 17%.

В текущем году рейтинг может претерпеть изменения вследствие быстрого роста производства у Группа агропромышленных предприятий (ГАП) «Ресурс» Виктора Наурузова. Группа практически вдвое обогнала рынок и основных конкурентов по скорости роста, в прошлом году выручка холдинга увеличилась на 36%, до 268 млрд рублей.

ГАП «Ресурс» остался лидером отрасли по объему производства мяса бройлеров − 1,07 млн тонн в убойном весе. В прошлом году Виктор Наурузов привел свою компанию в пятерку крупнейших собственников сельскохозяйственных земель, теперь предприятия группы владеют 680 тыс. га. Особенно удачно компания стартовала в производстве продуктов сегментов Ready-to-Cook и Ready-to-Eat. Эти продукты предназначены для быстрого приготовления блюд в домашних условиях и на предприятиях быстрого питания. Холдинг в прошлом году выпустил более 170 тыс. тонн подобных изделий, рост производства 228,9%.

В РФ в связи с колебаниями курса рубля и условиями хозяйствования имеется значительная неопределенность с рентабельностью отдельных видов продукции, например, из прибыльного превратился в нерентабельный экспорт растительного масла и пшеницы. В таких ситуации естественный выход в максимальном расширении спектра продукции. Холдинг Виктора Наурузова уже начал дополнять бройлерное производство выпуском куриного яйца и выращиванием баранины, в компании появились мощности по содержанию до 54 тыс. взрослого поголовья и до 30 тыс. молодняка. В три раза увеличилось производство молочных продуктов. С покупкой «Владимирского стандарта» и «Царицыно» ГАП «Ресурс» превратился в крупного игрока рынка колбасных изделий.

Перспективы агропромышленного сегмента зависят от роста доходов населения, условий для экспорта продукции и, естественно, погодных условий. В прошлом году реальные доходы россиян выросла на 8,5%, что помогло росту внутреннего продовольственного рынка.  Экспорт продукции сегмента вырос на 15,9%. В этом году вряд ли удастся повторить похожий результат. Холодная весна привела к массовой гибели завязей плодовых культур, а засуха почти вдвое снизила прогноз на урожай зерновых в Ростовской области, одной из основных житниц страны. Эксперты INFOLine также указывают на рост себестоимости по всей линейке продукции, зависимость от импортных материалов и семян, высокую стоимость кредитов и дефицит рабочей силы, составляющей по отрасли около 200 тыс. человек.

Вместе с этим читают: