Эксперты оценили влияние санкций ЕС на аэропорты и морские порты России

Эксперты оценили влияние санкций ЕС на аэропорты и морские порты России
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Эксперты, опрошенные РБК, считают, что новые санкции ЕС на аэропорты и морские порты окажут незначительное влияние на их работу. Связи с европейскими контрагентами и так сведены к минимуму, а вторичные санкции ЕС не применяет Международный аэропорт Большое Савино в Перми

Евросоюз 24 февраля в рамках своего 16-го пакета санкций против России внес в санкционные списки шесть аэропортов: Внуково (Москва), Жуковский (Подмосковье), Кольцово (Екатеринбург), Бегишево (Набережные Челны), Перми и Пскова. Также в него попали морские порты Усть-Луга, Приморск, Новороссийск, Махачкала, Астрахань, в которых в том числе перегружается нефть. Они внесены не в лист блокирующих санкций, а в отдельный перечень ЕС, который запрещает лицам из Евросоюза транзакции с ними, но не предполагает, например, заморозку активов.

В самом запрете на транзакции с подсанкционными аэропортами прописан ряд исключений: в частности, запрет не будет распространяться на полеты, необходимые для посещения встреч с целью урегулирования военного конфликта на Украине, на экстренные операции по взлету, посадке или транзиту через Россию, на поставки и перевозку фармацевтической, медицинской, сельскохозяйственной и продовольственной продукции в страны Евросоюза.

Источник РБК в одном из российских аэропортов обращает внимание на то, что в санкционные списки внесены не юридические лица, а названия аэропортов и портов, что делает реализацию санкций затруднительной. «Иностранные контрагенты работают не с названием аэропорта или порта, а с конкретными юридическими лицами. Когда в санкционные списки вносили «Аэрофлот», прописывали все, вплоть до бортовых номеров воздушных судов. Сегодня же это похоже скорее на декларирование намерений, чем на реальные ограничения», — сказал он.

Гендиректор Friendly Avia Support Олександр Ланецкий считает вероятность негативных последствий для аэропортов минимальными. «Все будет зависеть от того, станет ли Евросоюз «давить» на компании в третьих странах и угрожать им регрессными санкциями. Если это все же произойдет, то появится риск, что авиакомпании, которые летают в Россию, могут прекратить полеты в подсанкционные аэропорты. Также может быть затруднена поставка аэропортовой техники из стран Азии. Но на данный момент еще ни одна крупная компания из третьих стран не попала под вторичные санкции», — говорит Ланецкий.

Международный эксперт в области санкций Джордж Волошин также считает последствия для аэропортов и морских портов незначительными. «В случае попадания этих аэропортов и портов под санкции США возникли бы существенные проблемы при межбанковских операциях между операторами судов и портовыми администрациями. Хотя точечные трудности не исключены и в случае с европейскими санкциями, если со стороны судовладельцев задействованы крупные банки третьих стран, чья глобальная политика требует соблюдения европейских санкций», — объясняет он.

Волошин напоминает, что самолеты европейских авиакомпаний не летают в Россию с февраля 2022 года по решению Росавиации, которое принято в ответ на запрет российскими эксплуатантами использовать воздушное пространство Евросоюза. Не распространятся санкции и на зарубежные аэропорты, в которые из российских подсанкционных аэропортов летают перевозчики, так как санкции ЕС не применяются как вторичные. «Подсанкционные аэропорты не смогут более напрямую работать с контрагентами из Евросоюза. Скорее всего, подобных деловых контактов не было последние три года, либо они были незначительными: поставки товаров и технологий для аэропортов России давно ограничены экспортными запретами», — указывает он.

По мнению эксперта, не должны новые санкции сказаться и на судозаходах в российские морские порты. «Последствия должны возникнуть у заходящих в порты судов под управлением европейских компаний либо с существенной долей экипажа с гражданством ЕС. В настоящее время почти все иностранные суда, посещающие российские порты, управляются компаниями из третьих стран, в том числе ОАЭ, Китая (Гонконга) и небольших островных государств», — заключает Волошин.

Гендиректор Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш также считает, что существенного влияния на порты и аэропорты новые санкции Евросоюза не окажут. «Те немногочисленные зарубежные авиакомпании, которые продолжают выполнять рейсы в Россию, вряд ли существенно сократят присутствие, поскольку фактически и так выполняют рейсы вопреки ЕС. Ограничения на поставку оборудования, узлов и комплектующих тоже, на мой взгляд, ничего нового не принесут, поскольку уже давно все необходимое закупается с использованием схем параллельного импорта. В целом данный пакет санкций в отношении воздушных и морских портов — чистая формальность, ничего нового в них нет», — делает вывод она. При этом Барабаш не исключает, что некоторые авиакомпании при наличии альтернативных аэропортов в Москве предпочтут перейти в неподсанкционные аэропорты.

Вместе с этим читают:

  • США выдвинули Сирии условия для ослабления санкций
    Дамаск, Сирия Соединенные Штаты передали Сирии список условий, которые Дамаск должен выполнить для смягчения санкций, сообщает Reuters со ссылкой на источники. По их словам, заместитель помощника госсекретаря США по Ближнему Востоку и Сирии Наташа Франчески передала список требований министру иностранных дел Сирии Асааду Хасану аш-Шибани на личной встрече в кулуарах конференции доноров Сирии в Брю...
  • В Нацбанке Казахстана объяснили требование отказа от экспорта в Россию
    Тимур Сулейменов Требования казахстанских банков к некоторым предприятиям отказаться от экспорта в Россию связаны с санкционными рисками, заявил глава Нацбанка республики Тимур Сулейменов. «Казахстанские банки при обслуживании платежей и переводов денег учитывают санкционные риски и проводят необходимый анализ транзакций клиентов в рамках внутренней системы управления рисками», — сказал он (цитата...
  • Ускоренная мясопереработка в США: плюсы и минусы
    Ускорение темпов переработки: что это значит? На данный момент птицефабрики имеют разрешение перерабатывать до 175 единиц птицы в минуту, что значительно превышает прежний лимит в 140 единиц. Свиноводческие предприятия также начали тестировать ускоренные линии переработки. Основная цель этих изменений — увеличение производительности и сокращение затрат на рабочую силу. USDA утверждает, что между т...
  • США: Обзор рынка свиней за 12 неделю от 24 марта 2025 года
    Средняя национальная базовая договорная цена на свинину USDA была опубликована на уровне $88,40 в пятницу днем, что на 99 центов ниже, чем днем ​​ранее. Индекс CME Lean Hog ​​Index снизился на 21 цент по сравнению с предыдущим днем ​​до $89,20 19 марта. Пятничная утренняя свиная вырезка FOB от USDA выросла на 1 долл. до 96,86 долл. за центнер. Единственными сортами, которые снизились в цене, были ...