После начала специальной военной операции на Украине 24 февраля о приостановке или прекращении деятельности в России заявили несколько популярных международных брендов, в том числе IKEA, Zara и H&M, а также крупные онлайн-ретейлеры Asos, iHerb и др. С 10 марта Visa и Mastercard приостановили обслуживание карт российских банков и их владельцы потеряли возможность использовать их для оплаты за рубежом. Кроме того, возникли проблемы с логистикой. Это произошло из-за отказа ключевых владельцев судов и контейнеров, стивидоров работать с Россией. Также было прекращено авиасообщение между Евросоюзом, некоторыми другими странами и Россией.
По мнению партнера Data Insight Федора Вирина, резкое снижение объема розничного онлайн-импорта «можно констатировать уже сейчас». Среди причин — невозможность совершать покупки из-за недоступности платежных сервисов и логистики или большая сложность этих операций. «Сейчас с Россией не могут работать почти никакие интернет-магазины из Европы и Северной Америки, объем интернет-торговли на этих направлениях снизился до нуля. С Юго-Восточной Азией ситуация лучше, но и там объем онлайн-покупок снизился кратно и, скорее всего, будет снижаться и дальше», — оценивает Вирин. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за 2021 год объем трансграничной интернет-торговли составил 527 млрд руб., что соответствует 11% от общего объема интернет-торговли в России. По словам главы АКИТ Артема Соколова, пока нет точной статистики по трансграничной торговле в марте, но количество посылок с иностранными товарами, ввозимых в Россию, сократилось на 50% по сравнению с февралем.
Карты UnionPay от российских банков. Заменят ли они Visa и Mastercard Финансы
Но, несмотря на сложности, покупки в иностранных магазинах россияне все же совершают. РБК опросил представителей сервисов-посредников, которые позволяют совершать покупки на иностранных площадках, как изменился спрос на их услуги после ухода крупных иностранных сетей и брендов.