Российские производители косметики ищут способы заменить импортное сырье для производства косметики, в том числе помады и туши для ресниц, ассортимент которых в России с конца февраля сократился на четверть, рассказали РБК несколько участников рынка.
На фоне санкций и нарушения логистики у розничных сетей и дистрибьюторов возникли сложности с поставкой из-за рубежа готовой косметики и сырья для ее производства в России, рассказала РБК член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатор выставки InterCHARM Анна Дычева-Смирнова.
Российский парфюмерно-косметический рынок входит в десятку крупнейших в мире по обороту и бóльшую его часть до сих пор занимали зарубежные бренды, рассказывает Дычева-Смирнова. На долю импортной продукции приходилось около 60% рынка, а если учитывать локализованное в России производство, то на долю иностранных брендов приходилось 80%, оценивает эксперт.
Video
После ухода с российского рынка крупных транснациональных компаний и прекращения продаж их продукции в России приостановила работу специализированная парфюмерно-косметическая сеть Séphora, напоминает Дычева-Смирнова. Кроме того, после начала специальной военной операции на Украине инвестиции в российское производство и работу своих магазинов в России приостановил французский производитель косметики L'Oreal (компания производит косметику и парфюмерию под брендами Garnier, Maybelline New York, Lancome, Vichy и др).
На поставки из-за рубежа повлияло удорожание логистики — по словам Дычевой-Смирновой, в три раза, — а также сложности, которые импортеры вынуждены преодолевать при оплате иностранных товаров. Российским компаниям «нужно бесконечно открывать счета в разных банках, для того чтобы осуществлять платежи в евро за рубеж», и если раньше эти платежи шли два-три дня, то сейчас процесс затягивается, поясняет эксперт.
Ассортимент товаров во всех сегментах парфюмерно-косметического рынка с конца февраля сократился в среднем на 25% — речь идет о количестве товарных позиций (SKU, Stock Keeping Unit — единица складского учета), рассказал РБК основатель компании Faberlic Алексей Нечаев. С рынка уходит в первую очередь люксовый сегмент, хотя у продавцов пока есть запасы, добавляет он.
Читайте PIONERPRODUKT.by Pro Три полезных упражнения, которые помогут победить стеснительность Инструкции Pro Как программист стал самым юным миллиардером на ручной работе с ИИ Статьи Pro 12 самых популярных российских акций: чего от них ждут эксперты Статьи Pro Разорившийся Цейлон: как Шри-Ланка прошла путь от процветания к дефолту Статьи Pro Отбросит на 10 лет назад? Как вести цифровизацию на фоне импортозамещения Прогнозы Pro Много сплю, но все равно чувствую себя разбитым. Что не так Статьи Pro Куда сейчас отправить детей учиться за границу: версия-2022 Инструкции Pro Шесть мифов, которые мешают вам высыпаться Статьи«Тушь и шампуни будут, нервничать не нужно. Но придется приспособиться к тому, что каких-то брендов мы, может быть, больше не увидим, но зато у нас будет обилие выбора в разных ценовых категориях, мы сможем познакомиться с качественными брендами из Индии, Китая, Кореи, небольшими европейскими производителями и лучше почувствовать, что такое «сделано в России», а российские производители, надеюсь, не подведут», — говорит Дычева-Смирнова.
Сейчас специализированные парфюмерные сети начинают вводить в ассортимент отечественные бренды и «активно продают 50 отечественных брендов», рассказывает эксперт. За последние десять лет отношение потребителей к российской косметике, по ее словам, изменилось: «В конце 1990-х — 2000-х годах у нас были стереотипы, что тушь обязательно должна быть итальянская, духи — французские, крем — швейцарский или немецкий. Новое поколение больше смотрит на состав, соответствие бренда их этическим соображениям и образу жизни и уже не выбирает продукцию по стране производства».
Но российская парфюмерно-косметическая отрасль, которая сейчас наращивает производство, сталкивается с нехваткой компонентов и сырья, признает Дычева-Смирнова. В производстве косметики используется более 5 тыс. разных компонентов, и некоторые из них невозможно полностью импортозаместить и производить в России.
Самое сложное, по словам Дычевой-Смирновой, — активные вещества в косметике по уходу за кожей, которые требуют сложных научных разработок, и «сырье для декоративной косметики, та же самая тушь, масса, которая наливается в тюбик туши». Композиции, необходимые для производства парфюмерии, в России практически не производятся, говорит Нечаев из Faberlic. Чтобы сделать хорошую помаду или пудру, нужно несколько сотен ингредиентов — топовые текстуры для этих продуктов завозились в основном из Италии, поясняет собеседник РБК.
Все крупные российские косметические компании с собственным и контрактным производством зависели от европейского сырья, признает генеральный директор косметической компании Mixit Андрей Крищнев. Сама Mixit более 50% компонентов ввозила из европейских стран — Италии, Франции, Британии и Испании. На российском рынке можно закупить экстракты, отдушки, а также поверхностно-активные вещества (химвещества, которые содержатся в чистящих средствах), но на них поставщики уже подняли цены. В России есть также производство базовых компонентов, таких как глицерин, пропиленгликоль, можно найти и гелеобразователи, но это лишь малая часть сырья, необходимого для производства косметических средств. «Первое время после введения санкций мы жили на запасах, но одновременно занимались поиском новых поставщиков: сейчас уже удалось найти сырье в Китае и Индии, есть надежда на турецких производителей, сейчас уже переписано большинство рецептур под компоненты новых поставщиков», — рассказал Крищнев.
Сейчас производители ищут альтернативные источники сырья из других стран и налаживают связи с новыми поставщиками, рассказывает Дычева-Смирнова. По ее словам, Минмпромторг работает с российской парфюмерно-косметической ассоциацией, чтобы создать базу сырьевую по импортозамещению или наладить поставки или логистическую цепочку от новых поставщиков.
РБК направил запрос в Минпромторг.