Отсутствие ремней безопасности, проезд не по своей полосе. На что обращает внимание ГАИ при проверке маршруток 

25 октября, Минск. Непристегнутые пассажиры, отсутствие ремней безопасности, трещины на лобовом стекле - это лишь малая часть нарушений, которые ежедневно выявляют инспекторы ГАИ, проверяя маршрутки. Несоблюдение элементарных правил может привести к страшной трагедии. Одна из них недавно случилась под Светлогорском, где погибли шесть человек. Корреспондент "7 дней" отправился в профилактический рейд с гомельской Госавтоинспекцией, чтобы узнать, как пассажиру обезопасить себя в пути.

Дорога требует дисциплины


Оживленная трасса М10 Кобрин - Гомель - Граница Российской Федерации. По обе стороны на 27-м километре контролируют выезд и въезд в областной центр сотрудники Госавтоинспекции. Не успеваю спросить о ситуации на дороге, как старший госавтоинспектор отделения технического надзора и профилактики межрайонного отдела ГАИ УВД Гомельского облисполкома майор милиции Александр Горошко указывает жезлом маршрутному такси на обочину. У микроавтобуса тут же мигает правый поворотник.

Инспектор ГАИ представляется и объясняет причину остановки.
- Вы двигались не по своей полосе. Междугородние маршрутки должны ехать по крайней правой, а вы - по левой, - обращается Александр Горошко к водителю и просит предъявить документы - техосмотр, страховку, допуск на перевозку пассажиров, а также открыть боковую дверь авто - все пассажиры пристегнуты. Затем осматривает транспортное средство по кругу. Обращает внимание на состояние шин: глубина протектора должна быть не менее 1 мм, а колеса на спарке задней оси - одного производителя. В данном случае все в порядке - технических неисправностей не выявлено.

Пока шофер общается с госавтоинспектором, интересуюсь у пассажиров, всегда ли они пристегиваются ремнями безопасности? 

- Каждый раз, когда едем на маршрутке. Водитель перед отъездом предупредил, и машина не тронулась с места, пока все не пристегнулись, - отвечают они. 

После проверки наличия отметки врача в путевом листе сотрудник ГАИ, пожелав счастливой дороги, позволяет продолжить путь.

По словам Александра Горошко, подобная проверка маршруток проводится не только в рамках профилактических мероприятий. Совместные рейды с работниками транспортной инспекции выполняются еженедельно. Тем не менее правонарушения случаются. На прошлой неделе у шофера автобуса в крови обнаружили 0,5 промилле алкоголя. За допуск на линию перевозок не прошедшего освидетельствование водителя к ответственности привлечен директор.

Пассажирам дать ремня

Следующие в очереди на проверку - сразу две маршрутки, которые движутся со стороны Гомеля. С первой все в полном порядке, а вот ко второй у старшего инспектора БДПС МО ГАИ УВД Гомельского облисполкома майора милиции Александра Старовойтова есть вопросы.

- Скажите, где ваши ремни безопасности для пассажиров? Почему транспортное средство ими не оборудовано? - спрашивает он и интересуется протяженностью маршрута.

- Дорога длиной 192 километра. У меня есть сертификат БНТУ о том, что машина не оборудована ремнями безопасности заводом-изготовителем, - отвечает водитель.

- Предоставьте документ нам, - требует правоохранитель. Я же в это время удивляюсь, как в интенсивном трафике удается заметить маршрутку с такими серьезными недочетами.

- В потоке машин сразу видно, что какая-то из них ведет себя не так, как остальные. Скорее всего, водитель синего микроавтобуса высаживал пассажиров и, заметив нас, сказал остальным пристегнуться. Другой же маршрутчик шел за ним в левом ряду и специально поджимался, чтобы его не остановили, - поясняет Александр Старовойтов.

В авто полная посадка и никто не пристегнут. На разговор согласился пассажир по имени Олег. Признается, что маршрутками пользуется часто и обычно есть ремни безопасности, да и водители, как правило, напоминают пристегнуться.

- Если есть ремни, значит, их не просто так установили. Многое зависит от пассажиров. Думать о своей безопасности должны они сами, а не водитель маршрутки, автобуса или сотрудник ГАИ. Все, что от человека требуется, - сесть, пристегнуться и поехать, - уверен собеседник и отмечает, что на автомагистрали часто видит, как работает Госавтоинспекция. - Надеюсь, благодаря таким рейдам, которые дисциплинируют и водителей, и пассажиров, у людей выработается хорошая привычка соблюдать правила.

В итоге водителю был выписан штраф за эксплуатацию технически неисправного транспортного средства и нарушение закона "Об автомобильных перевозках пассажиров". Согласно действующему законодательству, если дальность маршрута свыше 50 км, машина должна быть оборудована ремнями безопасности. Должностное лицо, допустившее выезд авто, не соответствующего такому требованию, также привлекут к ответственности. 

Безопасность начинается с ответственности

Останавливаем маршрутку, которая движется в Речицу. В салоне все та же картина: 20 пассажиров и ни один из них не пристегнут ремнями. Некоторые только накинули их для видимости.

- Думаю, все слышали о шести погибших в ДТП под Светлогорском, - обращается Александр Старовойтов к пассажирам. Те дружно кивают головой. - Вероятно, можно было избежать гибели людей, если бы они были пристегнуты. Поэтому нужно обязательно фиксироваться ремнями безопасности. Вы сами должны это понимать, а водитель - контролировать.

После его слов мы услышали характерные щелчки замков ремней. Правда, после того, как маршрутка уехала, госавтоинспектор с сожалением заметил: нет гарантии, что люди не отстегнут их, а водитель не превысит скорость, чтобы вложиться в график.

- В это время года рано наступают сумерки. Из-за дождя плохая видимость, а вдруг выскочит косуля… Водитель инстинктивно нажмет на тормоз, но по мокрой дороге машину начнет кидать то влево, то вправо. Непристегнутые пассажиры будут буквально летать по салону, - поясняет Александр Старовойтов. - Даже в случае ДТП, если человек пристегнут, можно избежать серьезных травм и увечий.

Останавливаем еще одно транспортное средство. На удивление, вопросов к водителю - никаких, все по правилам.

- Собрав людей, перед выездом за черту города проверяю, чтобы все были зафиксированы ремнями безопасности. Если все хорошо, продолжаем движение. Попадаются порой капризные пассажиры, которым объясняешь, что штраф получить нестрашно, главное - жизнь сберечь, - утверждает водитель Сергей и рассказывает, что в осеннюю пасмурную погоду перевозит людей предельно осторожно. - Соблюдаю дистанцию и скоростное ограничение. На своем маршруте знаю участки дороги, где может выскочить животное. На этих отрезках не теряю концентрации, как и в деревнях, где встречается сельхозтехника.

У еще одной маршрутки на лобовом стекле, помимо таблички "Гомель - Мозырь", виднеется небольшая трещина. Водитель уверяет, будто камень влетел только что, при выезде из Гомеля. Тем не менее с этой технической неисправностью эксплуатировать транспорт нельзя. При малейшем столкновении стекло рассыплется и мелкие осколки полетят в пассажиров, которые, к слову, все пристегнуты.

Правоохранители выписывают водителю предупреждение, а информацию о нарушении передают в ГАИ Мозыря - именно в этом городе числится перевозчик. По их словам, маршрутку без ремней и с трещиной на лобовом стекле должны сегодня же снять с рейса. До устранения всех замечаний перевозить людей в этих авто запрещено законом.

- В том случае, если предписание проигнорируют, штраф получат и водители за эксплуатацию неисправного транспорта, и должностное лицо, которое выпустило это маршрутное такси. Третий протокол на 20 базовых величин - за то, что не выполнили требование об устранении дефекта. Вот в следующий раз и перепроверим их добросовестность, - подытоживает Александр Горошко. 

Вадим КОНДРАТЮК, 
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
газета "7 дней". 

Вместе с этим читают: