Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минтранс направили авиакомпаниям письмо с рекомендациями по формированию ценовой политики перевозчиков. «Ведомства совместно разработали основные положения, которые рекомендовали учитывать при разработке и формировании коммерческих политик», — сообщила пресс-служба ФАС. «Меры сделают ценообразование на рынке пассажирских авиаперевозок прозрачным, а также повысят осведомленность граждан о способах сэкономить при покупке авиабилетов», — считают в Минтрансе.
В антимонопольной службе отметили, что в своих документах авиакомпании должны отразить методику определения минимальных, максимальных и промежуточных тарифов в экономклассе. «Авиакомпаниям необходимо обосновать выбор метода ценообразования с приведением наглядного примера», — уточняет служба.
Также органы власти предлагают увеличить разнообразие предлагаемых тарифных групп перевозчиков «с описанием каждой тарифной группы с определенным пакетом дополнительных услуг». На сайтах авиакомпаний должны быть размещены декларации «о применяемых методах динамического ценообразования стоимости авиаперевозки», уточняет ФАС.
Ранее в этом году ФАС России возбудила дело против авиакомпании S7. Служба жаловалась, что перевозчик в рамках одного подкласса тарифа продает авиабилеты по разной цене. ФАС потребовала от S7 разработать и направить на согласование в службу ценовую политику, в том числе с обоснованием установленной платы за билеты.
«Аэрофлот» также обещал уточнить свою коммерческую политику до конца августа. «Мы этот документ (коммерческая политика. — ) дорабатываем. Где-то в мае состоялась встреча руководителя ФАС и генерального директора «Аэрофлота», мы договорились внести те поправки, которые сегодня, очевидно, нужны. Потому что в основе этого документа лежали модели, которые использовались зарубежными системами управления доходами», — рассказывал летом на совещании в Совфеде директор департамента управления сетью и доходами «Аэрофлота» Иван Батанов.
Цены на авиабилетыСтоимость авиаперелетов в экономклассе в этом году существенно выросла. По словам главы Минтранса Романа Старовойта, в первом полугодии цены выросли на 20%, до 9150 руб. за авиабилет в среднем. В августе индекс цен на перелеты вырос еще сильнее — на 30% в годовом выражении, следовало из данных Росстата. Сентябрьские средние цены выросли к прошлогодним на 20,4%, до 7465,3 руб. за 1 тыс. км перевозки.
Кто и как считает стоимость перелетаВопросы ценообразования на авиабилеты часто становятся предметом обсуждения. В этом году вопросы ограничения тем или иным образом стоимости перелетов обсуждали как депутаты, так и сенаторы.
При этом в авиаотрасли нет единой статистики по ценам на перелеты. Минтранс опирается на данные, которые приводит ФАС, но они публикуются нерегулярно. Росстат самостоятельно рассчитывает стоимость цен на авиабилеты при подсчете индекса потребительских цен. Отдельно служба статистики приводит данные по средним ценам на авиаперелеты (в абсолютных значениях). «Но Росстат почему-то не учитывает субсидируемые билеты, индивидуальные скидки, акции и так далее, считая это все единичными предложениями. Но они тоже формируют статистику», — жаловался ранее собеседник РБК в одной из авиакомпаний.
Росстат и Минтранс в 2023 году решили сформулировать новый показатель статистики — «стоимость турпродукта». Он будет включать в себя проживание в течение семи ночей, а также переезд к месту отдыха и обратно по 18 основным туристическим направлениям с различной глубиной бронирования, сообщала ранее Росавиация. Публикация информации о стоимости турпродукта ожидалась уже в середине 2024-го, обещал авиарегулятор в декабре прошлого года. Тогда же отмечалось, что «для обеспечения максимальной полноты данных, учитывающих гибкую ценовую политику авиаперевозчиков и РЖД, Росстат начал фиксировать данные продаж два раза в неделю — в понедельник и пятницу». Ранее ценовые котировки собирались лишь раз в неделю.
В пресс-службе ФАС не смогли предоставить РБК статистику по ценам на билеты за сентябрь. В пресс-службе Минтранса также отказались от дополнительных комментариев.
Что авиакомпании говорят про ценыВ традиционной бизнес-модели деятельности (до 2019 года) для российских авиакомпаний самыми доходными направлениями считались зарубежные рейсы. Об этом вспоминали в конце сентября участники дискуссии «Воздушный транспорт страны» на форуме «Крылья будущего», среди которых были представители крупнейших авиакомпаний «Аэрофлот» и S7 Airlines.
Ситуация начала меняться в 2020 году в связи с пандемией COVID-19, закрытием многих международных рейсов для минимизации социальных контактов. В 2022 году против российской авиаотрасли ввели масштабные западные санкции, что также ограничило возможности перелетов за границу. Российские перевозчики во многом были вынуждены переориентировать свой парк на внутрироссийские рейсы. К 2024 году у группы «Аэрофлот» доля межрегиональных рейсов по России (в облет Москвы) доходит уже до 57%, сообщал на форуме в сентябре первый замгендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин.
Вместе с тем авиакомпании продолжают «бороться» с экономическими вызовами, рассказал Чиханчин. Это, например, рост стоимости авиатоплива, рост аэропортовых сборов. «Тут две тенденции — очевидно инфляционная тенденция, то есть рост расходов на ФОТ (фонд оплаты труда. — ) у коллег из аэропортов, а также рост стоимости обслуживания оборудования, замена этого оборудования, которое зачастую иностранное. Вторая часть этого роста — это строительство новых или реконструкция действующих аэропортов. В текущих реалиях, с текущей рыночной стоимостью денег это вызывает кратный рост расходов на аэропортовое обслуживание авиакомпаний», — пояснял Чиханчин. Кроме того, у самих перевозчиков растут капитальные расходы на поддержание парка самолетов в летном состоянии.
«По ценам понятно, что это рынок. Перелеты не являются первой необходимостью. Это не хлеб, не молоко, не оплата коммунальных услуг все-таки. Если смотреть по потребностям, то в приоритетах это точно не первое. Но цена, которая на рынке формируется, не может бесконечно расти, это баланс спроса и предложения и той покупательной способности, которая существует», — рассуждал Андрей Чиханчин.
Однако нынешние цены на авиабилеты, по его мнению, являются справедливыми. «Сейчас, наверное, какой-то баланс (спроса и предложения. — ) и есть. Самолеты загружены не на 120%, а на 90%. И та цена, которая есть на рынке, принимается пассажиром. В 2019 году, по нашим оценкам, цены были существенно ниже себестоимости. То есть мы видим восстановление к справедливому уровню цен», — объяснил топ-менеджер.
Коммерческий директор S7 Airlines Константин Пьянков на форуме сравнил динамическое и «плоское» ценообразование на авиаперелеты и заключил, что первый подход выгоднее. «Авиация — это сезонный бизнес, то есть спрос активизируется в сезон. На пике сезона, если перевозчик не имеет возможности дифференцировать свой подход к цене, мы получаем дефицит перевозки. Для того чтобы спланировать свое путешествие в августе, нужно завершить это планирование в апреле. А «плоский» тариф — это серьезный удар по деловой активности в стране», — отмечал Пьянков. Даже если применять «плоское» ценообразование, то только выборочно и точечно — «для решения определенных задач на определенный промежуток времени», добавил топ-менеджер.
РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», S7 и еще ряда крупных авиакомпаний. В S7 подтвердили получение письма ФАС с рекомендациями.
Что говорят экспертыПрессинг авиакомпаний по поводу уровня цен на билеты будет только усиливаться, несмотря на то что пока ФАС выпустила именно рекомендации, прогнозирует исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Эксперт надеется, что положения Воздушного кодекса, гласящие о том, что плату за воздушную перевозку устанавливает перевозчик, пересмотрены не будут. «Гарантией справедливости ценообразования может служить только сохранение рыночной среды и высокого уровня конкуренции в отрасли», — считает Пантелеев.
Кроме того, напоминает он, ценовая политика — это чувствительная информация, относящаяся к коммерческой тайне. «Причем когда речь идет о системе управления доходами, которая выдает рекомендации по открытию и закрытию продаж в разных тарифных группах, методика определения цены является ноу-хау разработчика программного продукта, а не самой авиакомпании», — указывает эксперт.
В условиях отсутствия профицита флота думать о повышении ценовой доступности полетов не стоит, также предостерегает Пантелеев. «Авиакомпаниям надо сформировать резервы на поддержание летной годности существующего флота и на грядущее обновление парка. А вот когда у них будет возможность купить новые российские лайнеры в достаточном количестве, чтобы заместить западный флот, можно будет ставить вопросы о ценах на билеты», — заключил он.
Читайте РБК в Telegram.