
Кремль, Росмолодежь и Минпросвещения планируют создать новое общероссийское движение детей и молодежи, рассказали РБК два источника, знакомых с ходом обсуждения вопроса. Официально о возможности появления новой структуры может стать известно 19 мая — в этот день, как ожидается, в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект, сообщил один из собеседников РБК. Еще один источник уточнил, что законопроект может быть внесен и позже, но дата 19 мая тоже обсуждается.
13 мая «Московский комсомолец» сообщил, что Кремль решил создать аналог советской пионерии, о чем и будет объявлено 19 мая — в эту дату в СССР отмечался День пионерской организации, которой в этом году исполнится 100 лет.
Опыт пионерской организации действительно изучался, но называть новую организацию «аналогом» будет неверно хотя бы потому, что, в отличие от пионерии, членство в новой структуре не будет обязательным, да и времена сейчас другие, подчеркивает один из знакомых с обсуждением вопроса источников РБК.
Идею создания движения, которое объединяло бы всех детей, 20 апреля на заседании набсовета АНО «Россия — страна возможностей» поддержал Владимир Путин. С соответствующей инициативой к нему обратилась школьница из Севастополя Диана Красовская. «Что касается организации детского движения, у нас есть различные направления, «Юнармия» есть и так далее, но что касается общероссийского движения, об этом надо подумать», — сказал президент.
На День защиты детей 1 июня запланирован съезд детских движений России — он, как ожидается, пройдет на полях фестиваля детства и юношества в Москве, на ВДНХ. Участники съезда могут обсудить будущее движение и его название, которого пока нет, поясняет один из собеседников РБК.
Обсуждается, что новая структура будет создана на базе уже существующих, работающих на детско-молодежном направлении: Российского движения школьников, проекта «Большая перемена» и целого ряда региональных организаций. Они могут стать соучредителями нового движения. Возможно, среди учредителей будет и движение «Юнармия», созданное по инициативе министра обороны Сергея Шойгу в 2016 году.
Указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Владимир Путин подписал в 2015 году. В качестве задачи было определено «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».
Проект для школьников «Большая перемена» запущен в 2020 году на платформе «Россия — страна возможностей». Руководителем набсовета АНО «Большая перемена» стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Проект, пояснял при запуске Кириенко, состоит из двух конкурсов — для десятиклассников и учеников восьмого—девятого классов. «Триста победителей [десятиклассников] получают 1 млн руб. на свое образование», — сообщил тогда чиновник Кремля. Еще стольким же победителям из восьмого—девятого классов полагалось по 200 тыс. руб., чего, по словам Кириенко, хватило бы на оплату обучения на коммерческом отделении в среднем специальном учебном заведении.
Читайте PIONERPRODUKT.by Pro Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года Статьи Pro Какие ошибки в опционном договоре обернутся финансовыми потерями Инструкции Pro Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики Статьи Pro Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку Статьи Pro Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов Инструкции Pro Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда Прогнозы Pro Марафон для бразильянок: на чем россияне зарабатывают в Латинской Америке Статьи Pro Как работает система принятия решений на основе эмоций участников рынка СтатьиВ качестве одного из основных кандидатов на пост лидера движения, по словам собеседника РБК, рассматривается замглавы Росмолодежи Дамир Фаттахов — до прихода в ведомство он возглавлял министерство по делам молодежи Татарстана, был главой команды КВН «Четыре татарина».
Предполагается, что новая детско-молодежная структура охватит как школьников, так и учащихся средних специальных учебных заведений. Выход на учащихся средних специальных учебных заведений важен, потому что там учатся дети, которые уходят из школы после девятого класса, поясняет знакомый с ходом обсуждения вопроса собеседник РБК.
Отвечать за выстраивание работы новой организации в школах будет Минпросвещения, за работу в средних специальных учебных заведениях — Росмолодежь. Планируется, что ячейки движения появятся и в школах, и в средних специальных учебных заведениях, говорят собеседники РБК.
РБК направил запросы в Минпросвещения и Росмолодежь.
Необходимость создания нового движения один из собеседников РБК объясняет задачей воспитания патриотизма, любви к Родине и гражданственности среди детей и подростков. По словам другого источника, ключевая причина в том, что сейчас государство в своей работе со школьниками «дотягивается не до всех детей»: «[Поэтому] нужно создать инфраструктуру для каждого ребенка, своего рода навигатор для детей и родителей с точки зрения реализации ребенка, развития, выбора профессии в будущем. Это попытка государства систематизировать то, что было сделано [в работе с детьми], и создать новые возможности». Речь идет, например, об участии детей и подростков в различных конкурсах, тематических сменах, спортивных соревнованиях и т.д., то есть о возможности реализации в различных форматах, говорит собеседник РБК.
Недавно ВЦИОМ провел опрос об отношении россиян к возможным патриотическим нововведениям в российских школах — введению урока истории с первого класса, поднятию флага и исполнению гимна перед рабочей неделей и т.д. — и этот опрос выявил интересные тенденции, отмечает политолог Алексей Макаркин. «Чем моложе респондент, тем более скептически он относится к патриотическому воспитанию в школах. При этом наблюдается консенсус в разных возрастных группах по поводу того, должна ли школа воспитывать моральные качества», — говорит эксперт. Среди самых молодых на соответствующий вопрос положительно ответили 69%, среди пожилых — 68%.
Опрос показывает, что тема патриотического воспитания вызывает у молодежи больше скепсиса, и, видимо, есть желание это исправить, полагает Макаркин. «Через одну только игру в «Зарницу» делать это нецелесообразно, но можно попробовать и через что-то другое: возможность самореализации. Наверное, патриотическое воспитание будут пытаться совместить с ценностями самовыражения, возможностью получить дополнительные знания, компетенции», — рассуждает эксперт. Нечто подобное существовало и в советское время, напоминает Макаркин, хотя и в гораздо более всеобъемлющем формате.