How does alcohol disturb the nervous system? Doctor clearly describes the mechanism

01 September, 2020 г.
How does alcohol affect the nervous system?
 
- Getting into the stomach, ethanol is partially cleaved by the enzyme alcoholdehydrogenase, and the rest is absorbed into the blood and spread throughout the body. If the enzyme becomes insufficient for oxidation, acetaldehyde accumulates in the body, which is dozens times more toxic than alcohol itself.
 
Alcohol is "built into" the shells of nerve cells and changes the functioning of a number of receptors and ion channels. This selectivity is due to the fact that the nerve cells contain fatty formations, and alcohol easily dissolves them. The result is a decrease in the reactivity of cells and their death.
 
How does alcohol affect the brain?
 
- Ethanol (in large quantities) first blocks the work of the cerebral cortex: a person ceases to control thoughts and actions, the limiting factor is turned off.
 
Then, the deep parts of the brain are poisoned: speech is disturbed, coordination of movements is disturbed, there is doubling, the ability of hearing and visual perception is weakened, and the gait becomes shaky. The coordination of feelings, emotions and related actions is reduced due to the disturbance of frontal lobes - excessive resentfulness, tearfulness and aggressiveness appear.
 
Then comes the stage of so-called "alcohol dullness": a person ceases to respond to external influences, falls asleep, his breathing becomes uneven, there is no sensitivity, involuntary emptying of the bladder may occur (this condition is fatal).
 
In persons who abused alcoholic beverages, at the pathological examination of the skull can be traced destructive changes in the brain - reducing its size, smoothing the curves, the formation of voids in place of the dead areas, centers of spot hemorrhage.
 
Why is it popular belief that in small doses alcohol helps to relax?
- Low doses of alcohol do trigger the activity of inhibitory gamma-amino-oil acids - brain systems (inhibitory neurotransmitters). This leads to a sedative effect, which is accompanied by muscle relaxation and euphoria. However, the concept of "small doses" is quite relative, and in each country depends on the idea of its negative impact (this can be traced back to the laws on the permitted amount of ethanol in the blood during driving, time of alcohol sale, etc.).
 
 

 

Фото: Reuters

 

Genetically determined racial differences, historical features of alcohol consumption culture, gender and age differences, and ratios of muscle and adipose tissue do not clearly define a "safe" dose. At the same time, alcohol is a toxic substance, a mutagen, and an addictive substance. The brain begins to use the products of alcohol splitting as a source of energy, and, accustomed to an additional stimulant, does not want to give it up: this is how addiction develops.
 
How can the habit of soothing oneself with alcohol affect the nervous system?
- The consequences of prolonged alcohol consumption may cause damage to the peripheral and central nervous system (brain).
 
This is how alcohol can affect the peripheral nervous system:
 
  • Alcoholic polyneuropathy. Depending on the type of nerve fiber affected, there is a distinction between sensitive, motor, and mixed forms. At an early stage, numbness and sensory disturbances occur in the fingers and toes, tightening the pain in the calf muscle, "cottoniness" of the legs, coldness or "marble" pattern of the skin of the hands and feet. This is followed by a burning sensation, spreading pain, chilblains in the hands and feet, cramps in the calf muscle, pain in the legs, trophic disorders down to ulcers. Vagus and diaphragmatic nerves may be involved, which leads to disruption of respiratory and cardiac activity.
  • Alcoholic neuropathy. Of all cranial nerves, the optic nerve is more often affected, especially when using surrogates: color vision is disturbed, fields of vision narrow, the reaction of pupils to light changes. Often, neuropathies of the radial and peroneal nerves develop. Their defeat is facilitated not only by toxic and dystrophic factors, but also by the compression that occurs during injuries under the influence of alcohol or during deep sleep.
  • Alcoholic myopathy. Weakness in the upper and lower extremities, gait changes, muscle dystrophy develops.
 
The consequences for the central nervous system:
 
  • Convulsive syndrome. It may occur both in the state of withdrawal (2-3 days after cessation of alcohol intake), and at the peak of alcohol intoxication. After the seizures may develop mental complications: delusional disorders, hallucinations. Seizures provoked by drinking have a tendency to recur, and this will require treatment in the intensive care unit.
  • Change of small arteries and capillaries. The brain is nourished by a wide blood net, neurons with systematic alcohol consumption begin to experience oxygen deprivation, because of minor hemorrhages there is a high risk of brain hemorrhagic infarction.
  • Prolonged exposure of ethanol to cerebellum (cerebellar syndrome) leads to trembling of limbs, development of coordination disorders up to inability to move, stand and sit independently.
  • Encephalopathy. In case of long-term alcohol addiction, its acute stage appears first, and then (if the disease did not end lethally) it turns into chronic. Acute alcoholic encephalopathy begins with heart and abdominal pain, thirst, vomiting, general weakness, lack of appetite, shaky walking, trembling hands. Then develops a characteristic triad: eye disorders, extrapyramidal symptoms (motor disorders and changes in muscle tone), mental disorders. Fatal outcome may occur due to cerebral edema or joining other diseases.
 
When do I need to see a doctor?
 
- When alcohol is taken in larger than planned quantities or for a longer time than the person intended. When there is a desire to reduce alcohol consumption, but attempts are unsuccessful. When there is a desire to take a breath, alcohol consumption becomes alarmingly high, and the person at this time neglects his or her social and labor responsibilities, does not pay attention to family quarrels, difficulties at work, the development of related diseases and complications that already exist. The person loses interest in his or her appearance. In all these cases, it is not that difficult, but rather impossible to cope on their own, so it is necessary to seek help from a drug psychiatrist.
 

Read together with it:

Как алкоголь нарушает работу нервной системы? Врач понятно описывает механизм

01 Сентяря, 2020 г.

Как алкоголь влияет на нервную систему?

— Попадая в желудок, этанол частично расщепляется под действием фермента алкогольдегидрогиназа, а оставшийся всасывается в кровь и разносится по всему организму. Если фермента становится недостаточно для окисления, в организме накапливается ацетальдегид, который превышает по токсичности сам алкоголь в десятки раз.

Алкоголь «встраивается» в оболочки нервных клеток и изменяет функционирование ряда рецепторов и ионных каналов. Такая его избирательность связана с тем, что в нервных клетках содержатся жировые образования, а спирт их легко растворяет. Результат — снижение реактивности клеток и их гибель.

Как спиртное действует на мозг?

— Этанол (в большом количестве) сначала заблокирует работу коры головного мозга: человек перестает контролировать мысли и поступки, отключается сдерживающий фактор.

Затем отравляются глубокие отделы мозга: нарушается речь, координация движений, возникает двоение, ослабляется способность слухового и зрительного восприятия, становится шаткой походка. Из-за нарушения работы лобных долей сбивается координация чувств, эмоций и связанных поступков — появляется чрезмерная обидчивость, слезливость, агрессивность.

Далее наступает стадия так называемого «алкогольного отупения»: человек перестает реагировать на внешние воздействия, засыпает, дыхание его становится неровным, отсутствует чувствительность, может произойти непроизвольное опорожнение мочевого пузыря (подобное состояние грозит летальным исходом).

У лиц, злоупотреблявших алкогольными напитками, при патологоанатомическом вскрытии черепа прослеживаются разрушительные изменения в головном мозге — уменьшение его размеров, сглаживание извилин, образование пустот на месте погибших участков, очаги точечных кровоизлияний.

Почему в народе принято считать, будто бы в небольших дозах алкоголь помогает расслабиться?

— Низкие дозы алкоголя действительно запускают активность ингибиторных гамма-аминомасляных кислот — систем головного мозга (тормозных нейромедиаторов). Это и приводит к седативному эффекту, который сопровождается расслаблением мышц, эйфорией. Однако понятие «маленьких доз» достаточно относительно, и в каждой стране зависит от представлений о его негативном воздействии (это можно проследить по законам о допустимом количестве этанола в крови во время управления автомобилем, времени продажи алкоголя и пр.)

 

 

Фото: Reuters

 

 

Генетически обусловленные расовые различия, исторически сложившиеся особенности культуры употребления алкоголя, половые и возрастные различия, соотношения мышечной и жировой ткани не дают четко определить «безопасную» дозу. При этом алкоголь является токсическим веществом, мутагеном, средством, вызывающим зависимость. Продукты расщепления алкоголя мозг начинает использовать в качестве источника энергии, и, приученный к дополнительному стимулятору, не хочет от него отказываться: так развивается зависимость.

Как привычка успокаивать себя алкоголем может отразиться на нервной системе?

— Последствия длительного приема алкоголя могут вызывать поражения периферической и центральной нервной системы (головного мозга).

Вот как алкоголь может отразиться на периферической нервной системе:

  • Алкогольная полинейропатия. В зависимости от видов пострадавших нервных волокон различают чувствительную, двигательную и смешанную формы. На ранней стадии возникают онемение и нарушение чувствительности в пальцах рук и ног, стягивающие боли в икроножных мышцах, «ватность» ног, похолодание или «мраморный» рисунок кожи кистей и стоп. Затем появляются чувство жжения, распирающие боли, зябкость в кистях и стопах, судороги в икроножных мышцах, боль в ногах, трофические расстройства вплоть до язв. Вовлекаться могут блуждающий и диафрагмальный нервы, что приводит к нарушению дыхательной и сердечной деятельности.
  • Алкогольная нейропатия. Из всех черепных нервов чаще страдает зрительный нерв, особенно при употреблении суррогатов: нарушается цветовое зрение, сужаются поля зрения, изменяется реакция зрачков на свет. Нередко развиваются нейропатии лучевого и малоберцового нервов. Их поражению способствуют не только токсический и дистрофический факторы, но также сдавление, возникающее при травмах в состоянии алкогольного опьянения или во время крепкого сна.
  • Алкогольная миопатия. Возникает слабость в верхних и нижних конечностях, меняется походка, развивается мышечная дистрофия.

Последствия для центральной нервной системы:

  • Судорожный синдром. Может возникать как в состоянии абстиненции (через 2−3 дня после прекращения приема алкоголя), так и на пике алкогольной интоксикации. После судорог могут развиться психические осложнения: бредовые расстройства, галлюцинации. Припадки, спровоцированные приемом алкоголя, имеют склонность к серийности, а это потребует лечения в условиях реанимации.
  • Изменение мелких артерий и капилляров. Мозг питается за счет широкой кровеносной сетки, нейроны при систематическом употреблении алкоголя начинают испытывать кислородное голодание, из-за мелких кровоизлияний велик риск развития геморрагического инфаркта мозга.
  • Длительное воздействие этанола на мозжечок (мозжечковый синдром) приводит к дрожанию конечностей, развитию нарушений координации вплоть до невозможности самостоятельно передвигаться, стоять и сидеть.
  • Энцефалопатия. При длительной алкогольной зависимости возникает сначала ее острая стадия, а затем (если заболевание не завершалось летально) она переходит в хроническую. Острая алкогольная энцефалопатия начинается с болей в области сердца и живота, жажды, рвоты, общей слабости, отсутствия аппетита, шаткости при ходьбе, дрожания рук. Затем развивается характерная триада: глазодвигательные нарушения, экстрапирамидные симптомы (двигательные нарушения и изменения мышечного тонуса), психические расстройства. Летальный исход может наступить вследствие отека мозга или присоединения других заболеваний.

Когда нужно обратиться к врачу?

— Когда алкоголь принимается в больших, чем планировалось, количествах или в течение более длительного времени, чем человек намеревался. Когда возникает желание сократить употребление алкоголя, но попытки безуспешны. Когда появляется желание опохмелиться, употребление алкоголя становится запойным, а человек в это время пренебрегает своими социальными и трудовыми обязанностями, не обращает внимания на семейные ссоры, сложности на работе, развитие сопутствующих заболеваний и осложнения уже имеющихся. Теряет интерес к своему внешнему виду. Во всех этих случаях справиться самостоятельно не то что сложно, а скорее, невозможно, поэтому необходимо обратиться за помощью к психиатру-наркологу.

Вместе с этим читают: